Формирование руководителем образовательного учреждениятворческого потенциала педагогав профессиональной деятельности Дипломная работа : Боровиковой Е.Е. (Менеджмент в образовании)
Цель исследования: На основе теоретического и практического исследования выявить содержание, методы и средства формирования творческого потенциала педагога в профессиональной деятельности руководителем образовательного учреждения.Объектом исследования является процесс формирования руководителем ОУтворческого потенциала педагога впрофессиональной деятельностиПредмет исследования — формы и методы, способствующие формированию руководителем ОУ творческого потенциала педагога в профессиональной деятельности.
задачи: 1. Охарактеризовать педагогическую сущность творческого потенциала педагога; 2. Определить содержание, формы и методы, способствующие развитию творческого потенциала педагога, руководителем образовательного учреждения; 3. Развитие творческого потенциала педагогов в рамках МОУ СОШ № 10
Условия для осуществления творчества в педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, В.А.Кан-Калик) -временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; -сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: -отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; -атмосфера публичного выступления; -необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества- уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей; - уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;- эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками; - высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
В качестве основных задач МС школы мы определили следующие— совершенствование творческой и профессиональной компетентности учителей и их методического мастерства; — усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания; — методическое обеспечение образовательного процесса; — внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта; — разработка необходимых локальных актов; — диагностика педагогических затруднений (приложение № 2)
Пути, позволяющем определить уровень творческого потенциала: 1 этап. Работа с тестом "Каков ваш творческий потенциал?" Изучение отношения к творчеству. Изучение способности к принятию творческих решенийЭта работа предусматривает самооценку учителем своей деятельности. 2 этап. Система рейтинговой оценки творческого потенциала учителя, определенная экспертной группой. В экспертную группу входят: заместитель директора по УВР, руководители методических объединений, руководители творческих групп. 3 этап. Разработка модели развития творческого потенциала педагогов с учетом проведенных диагностик
Каков ваш творческий потенциал?»
Изучение отношения к творчеству целеустремленный, генератор идей (эврист)решительныйгибкий требовательныйнезависимыйэнергичныйавторитетныйоптимист-юмористпрактикпринципиальныйкоммуникабельныйлидер, новатор, конкурентоспособный, интеллигентный, революционер, реформатор.
Изучение способности к принятию творческих решений Использование карты преследовало цель выявления прогностической силы творческих способностей и создания рабочих схем организации деятельности учителей по творческому саморазвитию в условиях ОУ; Предпринятое исследование позволило заключить, что школьная методическая служба располагает достаточным потенциалом, чтобы существенно повлиять на процессы развития творческого потенциала педагога
1. Подготовительный этап: разработка направлений работы методических объединений школы, ориентированных на творческое развитие педагогов. 2. Основная работа: теоретическое обоснование работы, соответствие целей и задач МО личностным, социально- педагогическим требованиям учителей:Разработка содержания работы ОУ в целях обеспечения условий эффективного развития и саморазвития личности педагога. выбор форм и методов реализации содержания; определение темпа и последовательности его реализации
Основные содержательные линии в составе учебного плана : - мировозренченский компонент- культурологический компонент- профессионально-деятельностный компонент профессионально-личностный компонент компонент готовности к дальнейшему развитию
Теоретический - целью первого компонента являлось овладение теоретической ориентировкой в выработке активной позиции педагога на процессы познания и самопознания, формирование у него образа Я (Я-концепции личности), овладение культурой педагогического творческая индивидуальности учителя и в условиях ОУ, творчества, теорией профессионально-личностного самосовершенствования. Практический - второй компонент был направлен на развитие творчества путем включения педагога в разнообразные виды творческой деятельности, целенаправленное формирование творческих умений, формирование качеств творческой личности. Технологический- целью третьего компонента являлось вооружение учителя личными способами саморазвития, формирование устойчивой мотивации потребности самосовершенствования, ориентации на творчество в повседневной педагогической деятельности.
Проблемные семинары и круглые столы: (Я-концепции личности) «Теории личности и деятельности», «Психология поведения»; «Основы самопознания и самосовершенствования личности педагога»; «Основы педагогического творчества». Включение педагога в разнообразные виды творческой деятельности : педагогические советы и практикумы: «Творческие виды педагогической деятельности»,«Формы самовыражения и самоутверждения», « Творчество педагога и педагогическое мастерство», « Мир домашней работы как объект профессионального творчества педагогов».
Условиями эффективной модели стимулирования творческого развития и саморазвития педагога выступают:- проектирование и реализация программы психодиагностики; - педагогическая подготовленность его к творческому саморазвитию;- благоприятный морально- психологический климат; создание программ индивидуального саморазвития;- разработка содержания, форм и методов работы с ориентацией на творческое развитие и саморазвитие педагога.