Лекция 6. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности в управлении
Своеобразие диалога заключается: 1) в одновременности воздействия одного партнера на другого; 2) в сменяемости позиций воздействующего и отражающего; 3) во взаимной интеллектуально волевой активности; 4) в обменном характере действий.
Для реального диалога необходимы следующие условия: 1) наличие желания и готовности у двух партнеров выразить свою позицию по отношению к актуальной проблеме; 2) готовность воспринять и оценить позицию партнера; 3) готовность к активному и наступательному взаимодействию; 4) наличие у партнеров общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.
Виды диалога Самокритический диалог Критический диалог Дискуссия Беседа Публичная речь
Самокритический диалог Представляет внутреннее самообщение с целью самооценки, самоанализа. Критический самоанализ как форма внутреннего диалога обеспечивает самооценку через взаимодействие двух "Я". В самокритическом диалоге оцениваются позиции и поступки личности со стороны внутреннего "Я".
Критический диалог Представляет собой коммуникативно-оценочные действия по отношению к отрицательным явлениям или сторонам другого человека, его деятельности, а также всего многообразия общественной жизни. В критическом диалоге можно выделить такие фазы: постановка проблемы, анализ причин, ее породивших, оценка действий, приведших к отрицательным последствиям проблемы, конструктивное предложение или изложение позиции на решение проблемы, ответная реакция критикуемого или поддержка другим позиции критикующего. Критический диалог эффективен, если в нем диалектическое отрицание сочетается с позитивным освещением проблемы, составляющей объект критики.
Дискуссия Дискуссия как форма диалога предполагает управленческое общение с людьми на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий: тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту, тезис должен оставаться неизменным в ходе всего диалога, тезис не должен содержать в себе логических противоречий. Дискуссия ставит перед ее руководителем три формы взаимосвязанных задач: задачи по отношению к проблеме, задачи по отношению к группе участников, задачи по отношению к каждому участнику.
Беседа беседа в области управленческой деятельности представляет собой целенаправленный, намеренный вид делового общения, которое: - направлено на достижение определенных целей, служит решению управленческих целей; - связано с необходимостью сделать те или иные выводы на основании анализа мнений и высказываний и выработать соответствующие решения.
С деловой беседой как диалогической формой коммуникативной деятельности связаны следующие преимущества: - возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели партнеров; - быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению целей; - повышение компетентности руководителя за счет учета, критической проверки и оценки мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний партнеров; - сознание общности всех участников беседы и влияния этого фактора на формирование личных качеств партнеров; - возможность дифференцированного подхода к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе; - ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме; - отождествление себя с целями и задачами и ощущение причастности к решению затронутой в беседе проблемы.
Публичная речь Публичная речь является диалогической формой коммуникативной деятельности при условии, если она реализуется в непосредственном психологическом контакте. Такой контакт предусматривает обязательное наличие психологического взаимодействия между тем, кто произносит речь (инициатор общения), и тем, кто ее воспринимает (реципиент). Публичная речь менеджера является средством управления эмоциональным состоянием реципиента. Она используется при презентациях и рекламе