Урок-диалог в системе личностно-ориентированного образования учителя-словесника. Бурдина Оксана Александровнаг. Ставрополь, 2009
Взгляды учёных на диалог: 1. «Умение строить диалог в соответствии с дидактическими целями учебного занятия – показатель уровня профессионализма учителя. Ведь он носитель проникновенного слова, т.е. такого слова, который способно активно и уверенно вмешивается во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос». М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.1963
2. «Диалог, а не монолог – вот что является необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания молодёжи». Библер В. С. Мышление как творчество. 1975 г.
3. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 1979 г.
4. «Урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения, показывает сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы». Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. 1986 г.
5. «Если в основе образования как процесса передачи знаний основным средством является монолог, то воспитание как формирование ценностей может быть эффективным только в диалогических контактах учителя и ученика». Каган М. С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании. Научная статья.
Структура урока-диалога: 1. Вхождение в диалог. Этап самопрезентации учителя и предъявления им своего понимания данного урока, учебной темы, образовательной задачи в форме собственного «текста», запрашивающего ответную позицию учеников.
2. Предоставление возможности учащимся для создания «ответного текста». 3. Предъявление учащимися «ответного текста»: собственной позиции на уроке, своего отношения к предстоящему уроку, теме и своему участию в решении образовательной задачи.
4. Согласование позиций учителя и ученика в отношении к данному уроку, в выборе его содержания и формы.5. Знакомство с учебным материалом и «перевод» его участниками образовательного процесса на свой субъективный «язык». Предъявление разных восприятий и интерпретаций учебного материала – разных «текстов индивидуальных культур».
6. Процесс согласования мнений, суждений и оценок, поиск способов адекватного понимания учебного материала как «текста культуры».7. Предъявление учителем задачи нового, более сложного, уровня решения образовательной задачи, связанной с пониманием изучаемого на уроке материала.8. Рефлексия учителя и учащихся своего отношения к собственной деятельности на уроке.
ВИДЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
«Бытийный» («живой») Тип урока:«опрос-объяснение-закрепление-повторение»Задача учителя: открыть ученикам урок как «встречу», «событие» и быть услышанным, настроить детей на спонтанное общение. Урок-диалог создаётся по законам искусства, что предполагает соединение «расчёта и вдохновения», ситуацию «личностного присутствия», передачи переживаний друг другу. Здесь переживается «образ», а не «схема». В таком уроке важно не только то, что говорится, но и то, как говорится, кому, как переживается.
«Со-бытийный» Тип урока: урок-ситуация, предполагает наличие духовной связи между учителем и учеником, живой общности. «Со-бытийность» урока зависит от возможностей причастности к субъективности другой личности, от возможностей возникновения «я-ты-контакта» (взаимопроникновение взглядов), «я-ты-связи» (взаимопроникновение взглядов любви) и «мы-контакты» (совместном осуществлении действий и установок).
«Мобильно-динамический» («импровизационный») Возможность к самоорганизации. Урок подвижен, возникает из реального «здесь и теперь», включает в себя всё спонтанное и непредсказуемое
Экологический(«здоровьесберегающий») Такой урок предполагает то, что обеспечивает его жизнеспособность и жизнеспособность личности. Этот урок не отбирает энергию у личности, а добавляет её.
Авторский Урок не диктуется кем-то извне, а создаётся учеником и учителем на основе их запросов и возможностей. Здесь важно не заучивание, а понимание учебного материала. Цели, содержание, форма, приёмы – всё это требует авторского отношения участников образовательного процесса. На уроке поощряется авторство -субъективный «вопрос» и «ответ» (высказывание).Ответственность за урок, его результаты учитель и ученик делят между собой, находясь в соавторстве.
УРОК Монологический Диалогический«Монолог» (от греч.monologos М. М. Бахтин писал: «Истина»из monos – один + logos - речь) – не рождается и не находится в головеэто скорее одностороннее движение отдельного человека, она рождаетсяинформации, субъективно-объективные между людьми, совместно ищущими отношения, в социальном плане – истину, в процессе их диалогическогоформа авторитарного управления, общения».административно-командных методов». В диалогической ситуации каждый Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин осмысленный ответственный поступок «… Мы не хотим только говорить монолог. требует от каждого человека Мы хотим им действовать, жить им во самостоятельной мыслительнойвсеобъемлющем понятии этого слова!» - активности. говорил К. С. Станиславский.
Два вида монолога Со-бытийный – это жизненная потребность человека в переоценке своего поведения, поступков, взглядов, в мотивировке и утверждении своих жизненных позиций, в определении своего отношения к тому или иному событию, факту, обстоятельствам, людям. Рождается такой монолог, когда человек чем-то «выбит из жизненной колеи», расстроен, когда сложилась ситуация, вынуждающая его вести борьбу с самим собой.Деятельный, представляет собой также процесс активного думания, размышления; в нём также решается жизненно важная проблема, а сиюминутность рождения мыслей на глазах аудитории заставляет верить в искренность оратора.
Этапы работы ученикаНА УРОКЕ (В. Н. Клепиков) Внутренний диалог или размышления про себя;Погружение вызревающих мыслей в межличностное общение;Развёрнутое монологическое высказывание, когда он уже выработал для себя собственное суждение.
Правила использования диалога на уроках русского языка (В. Н. Клепикова): Диалог не должен становиться самоцелью. По существу, это конструктивный путь, нацеленный на созидание, когда не только сталкиваются различные понятия и мнения, но и конструируется модель, где возникающие противоречия творчески преодолеваются или создаётся пластическая, вариативная модель, заостряющая различные точки зрения. Образованию диалогического пространства на уроке способствуют чётко поставленные проблемы.Актуализация личностных смыслов на школьных уроках происходит в высказываниях детей.Высказавшись, ученик ждёт реакцию собеседников и готовится к ответу.
Виды диалога(В. Н. Клепиков) 1. Беседа, когда есть ведущий и ведомые, согласные с точкой зрения ведущего. 2. Это «испытующая» беседа, когда «проверяются на прочность» все участвующие в ней собеседники; ведущий при этом обладает неоспоримым авторитетом. 3. Это вопрос - ответный диалог, когда участники выражают свои мнения и и шлифуют, корректируют их; при этом конечным продуктом становится парадокс, т.е. такая структура, которая вбирает в себя «выстоявшие» мнения. Продуктивной формой налаживания конструктивного взаимодействия становится диалог, участники которого стремятся найти определённые точки соприкосновения, взаимопонимания или расхождения. 4. Это полифонический диалог, «работающий» на созидание общей истины, при этом участники прилагают усилия по актуализации ценностей, которые объединяют всех присутствующих.
Типы уроков-диалогов(С. Ю. Курганов) Диалог – логика, т.е. рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания обеспечивает выход учебного диалога на «вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту и в то же время глубинность».Диалог голосов. В ходе учебного диалога возникает особое общение между учащимися и учителем, в котором участники не просто «проявляют» мышление, но прежде всего находят свой взгляд на мир.Внутренний диалог (микродиалог). Происходит столкновение логических и культурных блоков, спор и согласие, разведение и слияние голосов постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя с самим собой.