Периодизация искусства Древнего Рима Художественная культура Древнего Рима распадается на три основных периода: искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.), искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.), искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
Периодизация римского искусства Республиканский период Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Имперский период В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан
Капитолийская волчица Этруски создали эмблему Рима - статую Капитолийской волчицы. Статуя Капитолийской волчицы, спасшей согласно легенде основателей Рима - близнецов Ромула и Рема, создана неизвестным этрусским мастером в начале V века до нашей эры. Мифы рассказывают, что двух братьев-близнецов, которые якобы в 745 г. до н. э. основали город Рим, в детстве вскормила волчица. В память об этом событии на Капитолии, одном из семи римских холмов, в конце VI или начале V в. до н. э. была установлена статуя.
Римский форум Площадь Древнего Рима, на этой площади размещался рынок. Римский форум расположен между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин. Среди основных памятников: Арка Септимия Севера, построенная в 203 г. до н.э. великолепная трехпролетная мемориальная арка с барельефами, прославляющими победы над арабами и ассирийцами; рядом с ней знаменитая ораторская трибуна Ростра, так называемая потому, что была украшена рострами трофейных кораблей; Курия -просторное кирпичное здание, где раньше собирался Сенат; с боку от нее - базилика Эмилия, грандиозное сооружение республиканских времен, от которой, к сожалению, остались только лишь руины.
Искусство римской империи Ориентация на греческое классическое искусство в литературе и искусстве. Канонизация греческой ордерной системы в архитектуре. Рубеж I-II вв. н.э. –время строительства грандиозных архитектурных комплексов. Искусство империи Октавиана Августа (31 г. до н.э. -14 г. н.э.) Колизей или амфитеатр Флавиев.
Искусство эпохи Октавиана Августа При нём завершено покорение Испании, образованы провинции Египет, Мёзия, Паннония, Германия. При Августе велось большое строительство в Риме (алтарь Мира, форумы Юлия и Августа и др.); правление его совпало также с расцветом римской литературы («золотой век» — творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тита Ливия и др.).
Алтарь Мира Алтарь Мира был создан при Августе и должен был увековечить воссоединение сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представляет собой отдельно стоящее здание без крыши, служившее ограждением жертвенника. Ограду украшали рельефы, разделенные на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент в виде ломаной линии). Нижний рельеф изображал стебли, листья и завитки Древа Жизни, населенного птицами и другой живностью, на верхнем рельефе было запечатлено торжественное шествие, включавшее членов мператорского дома. Здесь использован греческий прием изокефалии — все головы аходятся на одном уровне, однако изображение оживляют фигуры детей разных возрастов. Некоторые фигуры на рельефе оборачиваются — в этом его существенное отличие от классических греческих памятников. Помимо этого, лица персонажей наделены индивидуальными чертами, они портретны.
Театр Марцелла Строительство театра Марцелла (Teatro di Marcello) начали по приказу Цезаря, а завершили при императоре Августе. Август посвятил театр своему племяннику и зятю Марцеллу (сыну его сестры Октавии и мужу дочери Юлии), умершему молодым (23 г. н.э.). В Средние века театр превратился в крепость семьи Савелли (XIII), а в эпоху Возрождения Б. Перуцци перестроил его часть во дворец Орсини с большим садом, выходившим к Тибру. Во время Второй мировой войны немало людей спасалось от гитлеровцев в запутанном лабиринте дворцовых залов и коридоров.
Искусство империи Юлиев-Флавиев Клавдий Цезарь Нерон (37—68), римский император с 54 г., из династии Юлиев—Клавдиев. Первые годы правил в согласии с сенатом, находясь под влиянием префекта претория Бурра и философа Сенеки, затем перешёл к политике репрессий и конфискаций, восстановившей против него не только сенаторскую знать (заговор Пизона, 65 г.), но и другие слои. В числе жертв Нерона были и его ближайшие родственники (включая мать), и многие выдающиеся люди (Сенека, поэт Лукан, писатель Петроний и др.). В 68 г. против Нерона восстали наместники провинций. Покинутый даже преторианцами, Нерон бежал из Рима и по дороге покончил жизнь самоубийством.
Колизей (амфитеатр Флавиев) Колизей является крупнейшим из ревнеримских амфитеатров. Его строительство было начато при императоре Веспасиане, окончено — при Тите, сыне Веспасиана. Первоначально Колизей назывался амфитеатром Флавиев… Нынешнее название (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) утвердилось за Колизеем в VIII в. Колизей предназначался для гладиаторских боев и других публичных зрелищ. Колизей построен из туфа, наружные стены облицованы равертином, внутри для конструкций сводчатых галерей использованы кирпич и бетон, трибуны были покрыты мрамором. Статуи и стукковые украшения Колизея не сохранились.
Колизей Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами (плоскими выступами на стене). На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трехарочных ворот. Двое из этих ворот были предназначены для императора, остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для запуска зверей и ввоза необходимых машин. Наиболее известное театральное здание римской эпохи в отличие от греческого амфитеатра, имело замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму.
Триумфальная арка Тита Один из шедевров зодчества эпохи Флавиев. Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона. По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита.
Искусство империи Траяна В 98—117 гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проемами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
Акведук в Сеговии. к. I- н. II вв.
Форум Траяна Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный. Форум был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества — покровителя Марса Ультора, были две библиотеки — греческая и латинская.
Форум Траяна Между ними стояла колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.
Искусство империи Адриана Пантеон - единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. Пантеон был построен Аполлодором Дамасским в 115—125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии.
Искусство поздней империи III-IV вв. н.э. Арка Константина – это триумфальная арка, построенная в 315 году н.э. в ознаменование триумфа Константина I, победившего Максенция в битве на Милвианском мосту в 312 году н.э. Арка находится между улицей Палатин и Колизеем, у дороги, по которой проходят торжественные шествия.
Арка Константина Восемь отдельных коринфских колонн, по четыре на каждую сторону, зиждутся на постаментах с каждой стороны арки. Нижняя часть арки и поддерживающие постаменты построены по принципу «opus quadratum», то есть, сложены из кирпичей квадратной формы, Верх арки выложен кирпичом на манер «opus latericium» и покрыт мраморными плитами.