Происхождение и смысл понятия «искусствознание» (искусствоведение). Искусствознание – комплекс общественных наук, изучающих искусство – художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.
Искусствознание
Структура науки об искусстве История искусства Систематизирует и описывает наличный и вновь открываемый материал Познает закономерности развития искусства
Структура науки об искусстве Теория искусства Обобщает накопленные данные с историософской и философской точки зрения
Структура науки об искусстве Художественная критика Выражает реакцию на произведение, анализирует тенденции и перспективы развития современного искусства
Искусствоведение Искусствоведческие науки: литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение и т.д. Искусствоведение в узком и часто употребительном смысле – наука о пластических искусствах.
Ключевые проблемы искусствознания Соотношение формы и содержания: - их историческая обусловленность, - проблемы стиля. Первоначально элементы искусствознания входили в философские, религиозные и др. учения, носили характер отдельных рекомендаций и сведений.
Основные методологические школы искусствознания История стилей (Вельфлин, Хаузер, Винкельман) Знаточество ( Берсон ) Изучение сюжетов ( Маль, Панофски ) Культурно-историческая школа ( Тэн )
Истоки искусствознания Иерархия разделов искусствознания в различные периоды. Древние, античные и средневековые суждения об искусстве и методы его описания, толкования и атрибуции. Эпоха Возрождения, барокко и классицизма – начало коллекционирования произведений искусства и сложение метода знаточества.
История искусствознания XVI-XVIII вв. появление истории искусства (Дж.Вазари), теория искусства (И.И.Винкельман), художественная критика (Д.Дидро). В XIX в. искусствознание оформилась как наука со своим методом.
История искусствознания Джорджо Вазари (1511-74), итальянский живописец, архитектор, историк искусства, представитель маньеризма. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
История искусствознания Иоганн Иоахим Винкельман(1717-1768), немецкий историк искусства, основоположник эстетики классицизма, «отец искусствознания». «История искусства древности» - первый опыт научного обобщения археологических, исторических и философско-эстетических знаний об искусстве.
Иоганн Иоахим Винкельман
История искусствознания Просветительские позиции анализа истории античного искусства. Иоганн Иоахим Винкельман находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древне-греческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой.
История искусствознания Дени Дидро, франц. философ-материалист, писатель, ин. почетный член Петерб. АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Основные философские произведения – «Письмо о слепых в назидание зрячим (1749),«Мысли об объяснении природы» (1754). Критические работы об изобразительном искусстве («Салоны», 1759-1781), и театре («Парадокс об актере», 1773-1778 ).
История искусствознания Влияние классицизма и романтизма на сложение искусствознания как научного знания. Влияние позитивизма на искусствознание. Ипполит Тэн (1828-1893) – франц. литературовед, философ, родоначальник культурно-исторической школы. Его книги: «Критические опыты» (1858), «Философия искусства» (1865-69). Середина и вторая половина XIX в. – культурно-исторический метод изучения искусства.
История искусствознания Якоб Буркхард (1818-97), швейцарский историк и философ культуры, зачинатель «культурно-исторической» школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Создатель трудов по истории греческой культуры и по культуре Италии в эпоху Возрождения. «Культура в Италии в эпоху Ренессанса».
История искусствознания Рубеж XIX-XX вв. Генрих Вёльфлин – швейцарский искусствовед, основатель формального метода в искусствознании. Разработал методику анализа художественного стиля, применяя ее для исследования «психологии эпохи», а затем «методов видения» - категорий, к которым он сводил характеристику искусства или народов.
История искусствознания Знаточеский метод оформился в к. XIX в.- н. XX в. Знаточество – раздел искусствознания. Цель знаточества – определение ценности произведения искусства и выявлении новых ценных произведений средствами атрибуции. Наиболее известные знатоки и атрибуторы искусства рубежа XIX-XX вв. историк искусства Макс Фридлендер в Германии, Б.Беренсон в США.
Искусствознание и психология Влияние идей Зигмунда Фрейда на способы интерпретации искусства. Зигмунд Фрейд – австр. психиатр и психолог, основатель психоанализа. Теория Фрейда психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии гл. роль отводилась переживаниям раннего детства. Универсализация психопатологического опыта привела Фрейда к психологизации человеческого общества и культуры.
Искусствознание и психология Карл Густав Юнг – швейц. фил.-идеалист, основатель «аналитической психологии». Учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т.н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. «Метаморфозы и символы либидо». Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуализации личности.