Законы и проблемы происхождения искусства в искусствознании Искусство – подражание действительности (Аристотель). Материалистический и идеалистический варианты теории подражания. Концепции происхождения искусства. Искусство как проявление божественной благодати в религиозной теории. Закон неравномерного развития видов искусства (Гегель). Метафизическая концепция Г.Гегеля: возникновение искусства в процессе саморазвития абсолютной идеи.
Концепции происхождения искусства Категория прекрасного как инстинктивное проявление идей –первообразов в воззрениях Платона, М.Вебера, А.Шопенгауэра (теория художественного инстинкта). Искусство как разновидность игры: приоритет эстетической функции (Ф.Шиллер, К.Бюхер, В.Фриче) Географическая концепция происхождения искусства: Ж.Ж.Руссо, И.Тэн.
Доисторическое искусство Археологические открытия произведений первобытного искусства в XIX-XX вв. Открытие произведений первобытного искусства во второй половине XIX в. (небольшие скульптуры отдельные рисунки на кости или камне на стенах пещер). Функции и цели архаического искусства.
Зарождение изобразительного искусства Причины возникновения искусства. Синкретический характер архаического искусства. Искусство мифология и религия неотделимы одного от другого. Основной критерий произведений древнейшего искусства – способность срабатывать в магическом ритуале.
Периодизация первобытной эпохи Этапы каменного века или палеолита Палеолит – начальный и самый длительный период а истории человечества. Этапы палеолита: -древний или нижний палеолит (до 150 (100) тыс. лет до н.э.), -средний палеолит - (150-40 (35) тыс. до н.э.), -верхний или поздний палеолит - (40 (35)- 12(10) тыс. лет до н.э.).
Периодизация первобытного искусства Мезолит - 12-8 тыс. лет до н.э. Неолит – 8-4 тыс. лет до н.э. Энеолит – 3-2 тыс. лет до н.э. Эпоха бронзы – 2-1 тыс. лет до н.э. Эпоха железа – 1 тыс. до н.э.
Палеолитическая революция Человечество вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется КУЛЬТУРОЙ. Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть материал для человеческого понимания.
Причины возникновения первобытного искусства Религиозные и магические представления; Потребность в обмене информацией об окружающем мире; Стремление к играм и украшениям; Появление свободного времени при переходе к оседлому образу жизни; Зачатки пиктографии; Эстетическая потребность.
Первобытное искусство Поздний палеолит - наиболее важный для изучения искусств этап. Появилась изобразительная деятельность. Время рождения первых религиозных воззрений: магии, тотемизма, анимистических представлений. Первобытное искусство зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в котором нерасторжимо соединялись труд и общение познание окружающего мира и самопознания магические обряды и художественное творчество.
Первобытное искусство В поздний палеолит возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм следование натуре и условность та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.
Первобытное искусство В поздний палеолит возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм следование натуре и условность та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.
Архетипы культуры Архаический базис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное. В позднеантичной философии архетип прообраз, идея. В «аналитической психологии» К.Г.Юнга изначальные, врожденные психич. структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. созданий фантазии, в т.ч. художественной.
Зарождение изобразительного искусства Пещера Ля Фераси во Франции. Небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными пятнами или выдолбленными чашечками, расположенными в строгом порядке. Первоначальные знаковые изображения, например отпечатки ладоней и «макароны»- разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резками по камню.
Зарождение изобразительного искусства С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека. Основная тема творчества - животный мир. Расширение и углубление образного познания окружающего мира. Изображение фигуры животного: более уверенные линии, четче контур, правильнее пропорции, - появление штриховки, - переход от плоского контурного рисунка к более объемному изображению.
Основные районы распространения наскальной живописи. Территория современной Франции и Испании (живопись палеолита). Конец эпохи Солютре. Живопись эпохи Мадлен. Наскальные росписи в пещерах Франции – Фон-де-Гом, Ляско, Руфиньяк,Нио Испании – (Альтамира)Дела-Пенья, Пасегья. Урал, Каповая пещера
Наскальные росписи Наивысший расцвет искусства палеолита -шедевры Мадленской живописи (20-10 тыс. до н.э.) Краской покрывается все изображение целиком. Переход от одноцветной росписи к двум, трем цветам различной силы и интенсивности.
Наскальные росписи Наивысший расцвет искусства палеолита -шедевры Мадленской живописи (20-10 тыс. до н.э.) Краской покрывается все изображение целиком. Переход от одноцветной росписи к двум, трем цветам различной силы и интенсивности.
Натуральный стиль искусства первобытных охотников
Поздний палеолит
«Охотники». Наскальная живопись. Неолит.
Орудия, украшенные рельефами. Кость. Неолит.
Скифы
Сначала каменные глыбы тащили 25 км волоком по земле – от каменоломни до морского берега. Сначала каменные глыбы тащили 25 км волоком по земле – от каменоломни до морского берега. Затем их грузили в челны и сплавляли морем вдоль побережья. От одной реки до другой камни снова приходилось тащить волоком по земле – не меньше 10 км. Последний трехкилометровый сухопутный участок пути, от берега реки, тоже преодолевали волоком.
Стоунхендж (неолит)