Отправитель (источник) сообщения Отправитель (источник) сообщения Это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. Источником сообщения (информации) может быть: политик, публично выступающий с речью, партийная организация, распространяющая пресс-релиз или устраивающая пресс-конференцию и т.д.
Кодирование Кодирование Изначальный замысел оратора, идею, которую он хочет донести до аудитории, нужно перевести на язык коммуникации, то есть язык, понятный конкретной аудитории. Пример: Любую речь политического деятеля, его исходная идея (замысел) может стать предметом переработки, интерпретации как минимум трех кодировщиков.
Сообщение Сообщение После того, как кодировщики осмыслили идеи отправителя (источника) и перевели их на язык, понятный получателю, эти идеи нужно передать в форме сообщения. Сообщения можно сделать с помощью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, пресс-конференции, радиорепортажа, телевыступления и т.д.
Декодирование Декодирование Переданное сообщение должно быть раскодировано, прежде чем получатель приступит к практическим действиям. Эта стадия коммуникативного процесса напоминает работу дешифровщика, который берет закодированное сообщение и переводит его на язык общеизвестных терминов. При этом ключ к эффективной коммуникации обусловлен тем, как адресат рассматривает сообщение и понимает его. Но каждому человеку свойственна предвзятость из-за личных стереотипов, символов, семантики, давления группы, к которой он принадлежит, СМИ и т.д.
Получатель (адресат) сообщения Получатель (адресат) сообщения Процесс коммуникации не состоится, пока кто-нибудь на противоположном конце цепочки не услышит или не поймет того, о чем говорит отправитель. Коммуникации не будет, если сообщение не достигнет предусмотренной аудитории общественности и не вызовет нужной реакции у получателей.
Содержание взаимоотношений Содержание взаимоотношений Коммуникация осуществляется при наличии определенных личностных отношений, сложившихся между коммуникаторами. Характер этих отношений может быть разным: близкие – между друзьями; интимные – между супругам; конфликтные – между политическими конкурентами; враждебные – между непримиримыми противниками и т.д.
Социальное окружение Социальное окружение Коммуникация влияет на социальное окружение и испытывает его воздействие. Коммуникация – некий структуированный процесс осуществляется между компонентами постоянно развивающейся системы, в качестве которых выступают семья, группа, организация, учреждение, разного рода коллективы и общественные формирования, являющиеся одновременно и продуцентами коммуникации.