Теория стилей в искусствознании Единство общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов. История изучения стилей в искусстве: от чисто эмпирических подходов к осознанию сложности и неоднозначности явлений. Проблема стилей в работах классиков искусствознания. Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности». Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».
Происхождение и смысл понятия «категория». Категория (от греч. kategoria) –высказывание, признак, в философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Соотношение между категориями бытия и и категориями познания рассматривает наука онтология. Основатель учения о категориях – Аристотель (IV в. до н.э.).
Смысл понятия «категория» Древнегреческий философ Платон выделял четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. В средневековой схоластике (тип религ. философии) категории (бытие, качество, количество, движение, отношение, обладание) именовались предикатами (от лат. – высказывание, провозглашение), - «то, что высказывается о предмете суждения» (сказуемое).
Категория стиля Отсутствие общепринятой системы научных категорий в искусствознании. Трактовки категории стиля в разных методологических концепциях искусствознания.
Категории в искусствознании Распределение основных понятий и терминов соответственно разделам теории художественного творчества: онтологии, аксиологии и гносеологии. Иммануил Кант называл категории «родовыми понятиями». Кант понимал под ними «формы рассудка, которые, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт».
Категории истории искусства Категории творческого метода и стиля связаны с аксиологией (учении о ценностях); родов, видов и жанров искусства с морфологией искусства; художественных направлений, течений и школ – с синергетической функцией искусства.
Категория стиля в искусстве Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля: -исторический, -национальный, -индивидуальный, -стиль художественной школы. Стиль как синтез содержательных и формальных элементов искусства, основополагающая категория искусствознания.
Исторический тип искусства В процессе исторического развития художественного творчества, согласно имманентным (лат. immanentis – «внутренне присущий») закономерностям формообразования и под воздействием внешних факторов, складываются некоторые характерные черты, условно объединяемые исследователями в отдельные типы.
Исторические типы искусства Первобытное искусство, античное искусство, византийское искусство, средневековое искусство, современное искусство. Названия этих понятий и их границы условны, не отражают реальный процесс формообразования в искусстве, поскольку линейная шкала времени не играет в этом процессе существенного значения. Исторические типы искусства не характеризуют определенный метод и стиль.
Исторические типы искусства В первобытном, античном, средневековом искусстве развивались тенденции, стилистические качества, не сложившиеся в целостную и устойчивую систему, которая позволяла бы даже по одному формальному элементу («носителю стиля»), отражающему единство содержания и формы, сразу же узнавать, атрибутировать произведение искусства. Неверно говорить об «античном стиле» или «средневековом стиле».
Исторические типы Исторические типы включают множество течений, школ и манер отдельных мастеров. Только после эпохи Итальянского Возрождения складываются основные художественные направления: классицизм, романтизм и противостоящий им академизм. В XVII-XIX вв. внутри этих направлений происходило сложение отдельных исторических стилей.
Исторические типы В средневековье сосуществовало искусство романского, арабского и византийского типов, не обладавшее качествами стилистической целостности. Их сменил художественный стиль Готики, объединивший идеи Запада и Востока в уникальных формах. Внутри готического искусства существовало множество отдельных течений и региональных школ.
Исторические типы Искусство XX века. Собирательное обозначение – «современное искусство». Из-за отсутствия исторической дистанции не ясны критерии его изучения и оценки. Понятия исторических типов, несмотря на «искусственность» и условность границ, удобны для хронологической классификации разнородных явлений.
Стиль Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания. Стиль целой эпохи или крупных художественных направлений, стиль отдельного произведения или жанра, индивидуальный стиль (творческая манера) отдельного автора.
Динамика развития художественных стилей Г. Вельфлин и Э. Кон-Винер Три стадии формального развития каждого исторического стиля: «конструктивная» (архаика), «деструктивная» (классика), «орнаментальная» (вырождение).
Архетипы художественного мышления Классицизм и романтизм как пространственные координаты исторического восхождения художественных стилей.