Северное Возрождение Северное Возрождение – период в культурном развитии стран, расположенных к северу от Альп – Нидерландов, Германии, Франции первой трети XV-XVI вв. Характеризуется сложным сочетанием мистического мироощущения и гуманистического мышления. Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в творчестве северян по-иному, чем в Италии.
Отличительные черты Северного Возрождения Античность или христианство. Тема божественности в отображении окружающего мира. Творение бога и человека как предмет внимания художников Северного Возрождения. Влияние готики на искусство Северного Возрождения.
Отличительные черты Северного Возрождения Познание мира человеческой личности художниками Северного Возрождения проходило через развитие традиций национального готического искусства, у итальянских мастеров через отрицание идеалов средневековья. Итальянские художники наделяли образы идеальной гармонией, северяне копировали мельчайшие детали, их творения поражали своим натурализмом.
Ренессанс в Нидерландах Специфика художественного стиля в Нидерландах в XV в. – бургундская или франко-фламандская школа. Влияние франко-фламандской миниатюры на формирование стилистических признаков нидерландской живописи XV в. Миниатюры «Роскошного Часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов.
ЯН ВАН ЭЙК (ок.1390-1441) Великий мастер нидерландской живописи. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах. Два основных жанра в творчестве художника – сюжетная религиозная картина и станковый живописный портрет. Программное произведение нидерландского Возрождения – Гентский алтарь.
Рогир ван дер Вейден (1399-1464) Ученик Р.Кампена и Я. Ван Эйка. Отличительные особенности алтарных композиций мастера – высокая одухотворенность образов и условный плоскостной фон. Картина «Снятие с креста» - отражение собственного экспрессивного стиля.
Иероним Босх (ок. 1460-1516) Основоположник жанровой живописи. Болезненный демонизм тем произведений мастера. Сюжетная основа картин – демонстрация отрицательных явлений жизни. Изображение земного существования людей как всецело греховного. «Сад любострастия», «Воз сена», «Страшный суд» - монументальные триптихи, где создан образ вселенной с действующими в ней демоническими силами.
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (Мужицкий). 1525-1569 Нидерландский живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерландском искусстве ХVI века. Тематика его картин – жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в сер. XVI в.
Возрождение в Германии Стилистическая неоднородность изобразительного искусства. Сосуществование натурализма и изощренного спиритуализма. Становление культуры Возрождения в Германии значительно отставало по сравнению с Италией и Нидерландами. Это объясняется особенностями исторического развития страны.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) Рисовальщик, гравер, теоретик искусства, основоположник искусства немецкого Возрождения. Великий гравер, живописец и рисовальщик сумел в своем творчестве очень тонко передать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света и вместе с тем появлением нового гуманистического мышления.
Альбрехт Дюрер При этом Дюрер с наибольшей полнотой выразил в своем творчестве особенности именно немецкого Возрождения. Рациональное и классическое неотделимо в его творчестве от готической экспрессивности, тяга к знаниям соединяется с глубокой, страстной религиозностью.
Альбрехт Дюрер Выбор тематики и особенности стиля Дюрера, как и всех немецких художников, обусловлены его глубокой религиозностью. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость- все это воплотилось в величайшем творении Дюрера – Графическом цикле «Апокалипсис».
Гравюры Однако вершиной творчества Дюрера стали три знаменитые гравюры: « Смерть и всадник », « Святой Иероним », « Меланхолия », в которых ярче всего была выражена стойкость духа людей того времени, их готовность отвергнуть любые искусы, их горестные размышления о конечном результате борьбы. В этих гравюрах сосуществуют рационализм и мистика, вера в мощь человеческого гения и осознание его ограниченности. Не связанные сюжетно, эти гравюры составили единую образную цепь, в основу которой была положена вера.
Маттиас Грюневальд (1480-1528) Непревзойденный колорист. «Изенгеймский алтарь» церкви св. Антония. Мистический характер искусства художника.
Ганс Гольбейн Младший (1497/98 -1543) Иллюстрирование книг. Знакомство с Эразмом Роттердамским. Цикл гравюр на дереве – серия «Пляски смерти» Жанр портрета – «Портрет Бонифация Амербаха», «Портрет французских послов»
Французское ренессансное искусство Жан Фуке (1420-1477/81) – один из самых крупных художников XV в. Миниатюры – значительная часть художественного наследия Фуке. Иллюстрации «Часослова» Этьена Шевалье, «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» Боккаччо, «Иудейские древности» Иосифа Флавия и «Большие французские хроники».
Французское ренессансное искусство Особенность французского гуманизма – связь с придворной средой. Сенсуализм – восприятие через ощущение. Школа Фонтебло. Строительство замков в первой половине XVI в. Замки Блуа, Шамбор, Шеверни, Амбуаз, Шенонсо, Фонтебло.
Искусство французского Возрождения Возрождение средневековой традиции и драматизм французского Возрождения. Готическое направление в искусстве французского Возрождения во второй половине XVI в. Творчество величайшего скульптора XVI в. Жермена Пилона (1535-1605) –