Постренессансная культура Исторический фон развития искусства в XVII в. Великие географические и естественнонаучные открытия. Острое ощущение человеком того времени зыбкости и неустойчивости своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью. Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв. и кризисом гуманистических идеалов итальянского Возрождения.
Возникновение стиля барокко Баро кко - «странный», «причудливый»; perola barroca — «жемчужина неправильной формы». Существуют и другие предположения о происхождении этого слова - характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «Западной цивилизации».
Стиль Барокко Италия – родина Барокко. Причины рождения стиля. «Жизнь – сеть сон» - кредо Барокко. Характеристики стиля: - эмоциональная выразительность, - масштабность, - динамическая насыщенность, - сложность композиционных решений.
Архитектура барокко Принципы и выразительные средства архитектуры. Главный архитектурный памятник XVII в. – палаццо Барберини. Авторы –архитекторы Мадерна, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Бернини выполнил огромное количество архитектурных и скульптурных работ, которые украсили храмы, дворцы и площади итальянской столицы. Мастер создавал парадные монументы, фонтаны, надгробия, статуи святых, скульптурные группы, портреты.
Лоренцо Бернини 1598-1680 Сын скульптора, Бернини с детских лет рос в атмосфере искусства, его одаренность проявилась очень рано. Он не только великий архитектор, но и великий скульптор, великолепный рисовальщик, живописец, театральный декоратор.
Скульптура Лоренцо Бернини Мастер работал над портретами Римских пап, королей, вельмож, сановников. Бернини раскрывал душевное состояние человека. Мастер, стремился почувствовать и передать главное в облике портретируемого, делал многочисленные зарисовки, изображая модель не позирующей, а в движении, в разных позах, в общении с другими людьми. Скульптор виртуозно передавал в мраморе самые различные по фактуре материалы - металл, шёлк, бархат, мех, кружево.
Скульптура Лоренцо Бернини Бюст кардинала Шипионе Боргезе (1632) среди более ранних портретов, выполненных Бернини - шедевр психологической характеристики и живой естественности. Скульптура герцога Модены Франческо д’ЭстеЭто из более поздних парадных портретов. В нем поза, постановка фигуры, поворот головы, локоны пышных париков и развевающиеся драпировки способствуют созданию единого, приподнятого, но в своей основе правдивого образа.
Франческо Борромини 1599-1667 Второй крупнейший зодчий XVII в. Его искусство олицетворение крайней степени творческой индивидуальности, свободы художественного выбора. Сознательно формировал особенное, напряженное динамичное пространство вокруг своих построек «волнением стен». При разработке фасада он использовал мотив вогнутой кривой, редко встречающийся в римской барочной архитектуре.
Изобразительное искусство Фландрии Важная особенность живописи барокко – передача движения, пластики. Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко – Питера Пауля Рубенса (1577-1640).
КЛАССИЦИЗМ Классици зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв. Обращение к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу. Родина стиля Франция. Возникновение классицизма на волне общественного подъема французской нации и французского государства. В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта.
КЛАССИЦИЗМ Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
КЛАССИЦИЗМ Формирование классицизма во французской архитектуре связано с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре 17 в.— восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр).
Малый Трианон Малый Трианон — загородный дворец, построенный в Версале (1762-1764) по заказу Людовика ХV поражает своими гармоничными пропорциями. Это образец безошибочно рассчитанной гармонии: в основе всех главных членений лежит соотношение 1:2 (длина здания вдвое больше высоты, высота двери вдвое больше ее ширины, высота второго этажа вдвое меньше первого и т.д.).
Классицизм Основоположником и крупнейшим мастером классицизма 17 в. был французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью философско-этического содержания, гармоничностью ритмичного строя и колорита. Высокое развитие в живописи классицизма 17 в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца 17—начала 18 вв. (архитектор Н. Тессин Младший).
Никола Пуссен С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва).
Никола Пуссен Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности: “Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, - все в Лувре, Париж. Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Микеладжело Караваджо (1571-1610) Реформатор европейской живописи XVII в. Отвергал школу как систему подготовки живописцев, ставил во главу угла индивидуальные способности. Уравнял в творчестве жанры живописи. Особенность его творческого почерка - караваджиевский луч.