МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯМОУ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Конкурс проектно – исследовательских работ «Интеллектуальное будущее Мордовии – 2008» Секция: математика Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля Автор работы: ЛУКИНА НИНА, 9 кл; Научный руководитель: Чудаева Е. В., учитель математики
ВНИМАНИЕ! При использовании наших материалов помните о соблюдении авторских прав!
Объект исследования: решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля Предмет исследования: способы решения уравнений ознакомление учащихся с теоретическими основами решения уравнений с модулем, рекомендациями к решению, алгоритмирование процесса решения уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля
Методы исследования: Работа с литературными источниками.2) Математическое моделирование постановки задачи для построения графического образа линий, входящих в данное уравнение.3) Эксперимент: исследование различных подходов и методов решения уравнений; исследование изменения вида кривой, в зависимости от параметров входящих в её уравнение .
Содержание работы ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Решение уравнений.1.1.Определение модуля. Решение по определению1.2. Решение уравнений по правилам1.3. Задачи с несколькими модулями. Последовательное и параллельное раскрытие модулей1.4. Метод интервалов в задачах с модулями1.5. Вложенные модули1.6. Модули и квадраты1.7. Модули неотрицательных выраженийГЛАВА 2. Функционально-графический способ решения задач.2.1. Графики простейших функций, содержащих знак абсолютной величины2.2. Построение графиков уравнений, содержащих знак модуля2.3. Графическое решение уравнений, содержащих знак модуля2.4. Графическое решение задач с параметром и модулемЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРАПРИЛОЖЕНИЕ. Исследование вида графического образа заданного неравенством , в зависимости от параметров a и b
1.1.Определение модуля. Решение по определению. По определению, модуль, или абсолютная величина, неотрицательного числа a совпадает с самим числом, а модуль отрицательного числа равен противоположному числу, то есть – a: Запишем решение простейших уравнений в общем виде: Пример. Решить уравнение |x –3| = 3 – 2x. Рассматриваем два случая.При x – 3> 0 уравнение принимает вид x – 3 = 3 – 2x, откуда x = 2. Но это значение не удовлетворяет неравенству x – 3 > 0, потому не входит в ответ исходного уравнения. При x – 3 < 0 получаем 3 – x = 3 – 2x и x = 0. Этот корень удовлетворяет соответствующему условию x – 3 < 0. Итак, ответ к исходному уравнению: x = 0. Ответ: х = 0.
1.2. Решение уравнений по правилам 1-е правило: |f(x)| = g(x) Û 2-е правило: |f(x)| = g(x) Û ЗАМЕЧАНИЕ. Фигурные скобки обозначают системы, а квадратные – совокупности. Решения системы уравнений – это значения переменной, одновременно удовлетворяющие всем уравнениям системы. Решениями совокупности уравнений являются все значения переменной, каждое из которых есть корень хотя бы одного из уравнений совокупности.
|f(x)| = |g(x)| Û Пример . Решить уравнение |x2 – x – 6| = |2x2 + x – 1|.Решение. Мы уже знаем, что рассматривать (целых 4) варианта распределения знаков выражений под модулями здесь не нужно: это уравнение равносильно совокупности двух квадратных уравнений без каких-либо дополнительных неравенств: Которая равносильна: Первое уравнение совокупности решений не имеет (его дискриминант отрицателен), второе уравнение имеет два корня .
Третий способ освобождения от модуля – замена переменной Пример . Решить уравнение: Решение. Заметим, что , тогда уравнение примет вид: Пусть , тогда решим квадратное уравнение:Его корни , условию удовлетворяет первый корень. Возвращаясь к переменной х, получаем уравнение решая которое находим: Ответ: .
Задачи с несколькими модулями. Два основных подхода к решению. «последовательное» раскрытие модулей Сначала один из модулей изолируется в одной части уравнения (или неравенства) и раскрывается одним из описанных ранее методов. Затем то же самое повторяется с каждым из получившихся в результате уравнений с модулями и так продолжается, пока мы не избавимся ото всех модулей. «параллельное» раскрытие модулей Можно снять сразу все модули в уравнении или неравенстве и выписать все возможные сочетания знаков подмодульных выражений. При снятии модуля может получить один из двух знаков – плюс или минус. Эти области определяются знаками выражений под модулями.
Пример. Решить уравнение: Решение.Уединим второй модуль и раскроем его, пользуясь первым способом, то есть просто определением абсолютной величины: К полученным двум уравнениям применяем второй способ освобождения от модуля: Наконец, решаем получившиеся четыре линейных уравнения и отбираем те их корни, которые удовлетворяют соответствующим неравенствам :
Пример. Решить уравнение: Решение.Рассмотрим 4 возможных набора знаков выражений под модулями. Лишь первый и третий из этих корней удовлетворяют соответствующим неравенствам, а значит, и исходному уравнению.
Метод интервалов в задачах с модулями. Пусть имеется уравнение, в которое входят три модуля от линейных выражений; например: |x – a| + |x – b| + |x – c| = m. Первый модуль равен x – a при x ³ a и a – x при x < a. Второй равен x – b или b – x при x ³ b и x < b соответственно. Аналогично раскрывается и третий модуль. Нарисуем эти области и возьмем их пересечения. В частности, если все выражения под модулями рациональны, то достаточно отметить на оси их корни, а также точки, где они не определены, то есть корни их знаменателей. Отмеченные точки и задают искомые промежутки знакопостоянства.
Пример. Решить уравнение: Решение.Найдем нули функции x+2=0 или x+3=0 , откуда x=-2 , x=-3. Рассмотрим 3 возможных набора знаков выражений под модулями. Решаем задачу на каждом интервале: Итак, данное уравнение не имеет решений.
Последовательное раскрытие модулей наиболее эффективно в "задачах-матрешках", где внутри одного модуля находится другой, а то и несколько. Решение.Освободимся от внешнего модуля, получим: Второе уравнение совокупности решений не имеет, так как модуль всегда положителен, а первое уравнение равносильно совокупности:
Модули и квадраты Существует простой и быстрый способ освобождения от знака модуля в уравнениях вида |f(x)| = |g(x)|: Он основан на двух очевидных соображениях. Во-первых, из двух неотрицательных чисел то больше, квадрат которого больше, а если квадраты равны, то и числа равны: a > b Û a2 > b2; a = b Û a2 = b2. Во-вторых, квадрат модуля числа равен квадрату самого числа: |a|2 = a2. Поэтому допускается такое равносильное преобразование: Эту же идею можно применить к уравнениям или неравенствам, одна часть которых равна нулю, а другая содержит разность модулей как сомножитель. В такой задаче разность модулей можно заменить разностью квадратов тех же выражений:
Модули неотрицательных выражений. Пример 1. Решить уравнение: Решение. Нетрудно догадаться, что все выражения, стоящие под знаком второго, третьего и т.д. модулей положительны. И поскольку модуль положительного выражения равен самому этому выражению, получим Пример 2. Решить уравнение: Решение. Воспользуемся тождеством , и получим уравнение , решая которое методом интервалов получим ответ
Графическое решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины. Решить уравнение : 3| x + 2 | + x 2 + 6x + 2 = 0. Для решения уравнения графическим способом,надо построить графики функций Парабола пересеклась с «уголком» в точках с координатами (-4; 6) и (-1; 3), следовательно, решениями уравнения будут абсциссы точек: Ответ:
Графическое решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины. Решить равнение: | 4 – x | + | (x – 1)(x – 3) | = 3. Для решения уравнения графическим способом, надо построить графики функций Парабола пересеклась с «уголком» в точках с координатами (1; 0), (2; 1) и (4; 3), следовательно, решениями уравнения будут абсциссы точек: Ответ:
Графическое решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины. Решить графически уравнение Для решения уравнения графическим способом, надо построить графики: Эти графики пересекаются в двух точках (-2; -3) и (2; 3), следовательно, исходное уравнение имеет два решения
Найти все значения а, при которых уравнение имеет ровно три корня? Выражая параметр а, получаем: Данное уравнение равносильно совокупности График этой совокупности – объединение уголка и параболы. пересекает полученное объединение в трех точках. Ответ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе работы над темой «Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля» мы:Изучили литературу по данному вопросу.Познакомились с алгебраическим и графическим подходом к решению уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля.Исследовали количество решений уравнения, в зависимости от параметров входящих в её условие.и пришли к выводу: В ряде случаев при решении уравнений с модулем, возможно, решать уравнения по правилам, а иногда удобнее воспользоваться геометрический способ решения, который, к сожалению, не всегда применим, из-за сложности изображения линий входящих в условие задачи. При решении уравнений, содержащих модуль и параметр, графический способ является более наглядным и сравнительно более простым.