Мастер-класс «Учебно-исследовательская, проектная деятельность в обучении географии как ресурс формирования опыта творческой деятельности учащихся» (из опыта работы по УМК проекта «Сферы »)
Информационно-образовательная среда на основе проекта «Сферы» (6-9кл) Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в режиме развития (ОУУН) Создание условий для исследовательской и проектной деятельности (алгоритм исследования, Проектирования в системе «П-Н-О») Управление качеством географического образования на основе компетентностно-ориентированного подхода
учиться должно быть интересно; ориентация на исследование проблемы, проектирование путей решения; формирование субъектного опыта на основе ИОМ(траекторий) обучения географии; освоение объективных показателей на основе самоанализа и самооценки уровня географической подготовки
Учебные исследования на уроке среда для формирования и развития ключевых компетентностей и предметных компетенций освоение алгоритмов учебного исследования, интеграция географических знаний с другими дисциплинами; конструирование опыта творческой деятельности на основе индивидуальных образовательных траекторий теоретическое обоснование результатов исследования практико-ориентированной направленности
Учебно-организационные умения (ОУУН) Учебно-информационные Учебно-коммуникативные Учебно-познавательные
Виды учебных исследований и проектов Информационно-поисковые - сбор и анализ информации, подготовка и защита выступления Исследовательские - нацеливают школьников на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотезы, защита собственных путей решения проблемы
Виды учебных исследований и проектов Продуктивные – дают возможность учащимся проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании проекта Драматизационные – создают условия для игрового моделирования Практико-ориентированные – направляют действия учащихся реальных социальных проблем
Проектная деятельность в учебном процессе Цель: развитие способов эффективного преобразования разных источников географической информации на основе исследования проблемы содержания курса «География России» в режиме СПД (самостотельной познавательной деятельности)
Алгоритм проектного обучения 1-й шаг - выбор проблемы, определение актуальности темы проекта 2-й шаг - создание творческих групп (наработка идей и способов решения проблемы) 3-й шаг – организация учебных исследований
4-й шаг – обмен информацией между группами (круглый стол) 5-й шаг – систематизация результатов исследования, теоретическое обоснование выводов; подготовка презентации 6-й шаг – защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения
Моделирование учебных занятий Этапы работы над проектом: запуск проекта планирование работы определение уровня готовности к поисковой работе сбор информации структурирование информации обмен информацией оформление результатов работы экспертиза проекта рефлексия
Модель учебного занятия в режиме проектного обучения Цель: создать условия для развития исследовательских умений учащихся средствами проектного обучения
1) - определяет готовность учащихся к работе, - помогает сформировать группы - формулирует задание для самостоятельной работы - определяет проблему - мотивирует познавательную деятельность 3) – готовит учащихся к выполнению исследования 4) - наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует. - предлагает дополнительные источники информации
- направляет самостоятельную познавательную деятельность школьников - координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности 7) - советует как подготовиться к защите, активизирует работу учащихся 8) - помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования 9) - предлагает алгоритм рефлексии, подводит итог учебного занятия
- подготовка рабочего места, формирование групп; - анализ проблемы, обсуждение главной идеи будущего проекта, в ходе дискуссии определяют конечную цель – продукт деятельности (выступление, доклад, реферат, плакат и т.д. определяют форму презентации (коллективная, парная. индивидуальная) распределяют обязанности участников проекта 3) – выясняют пути достижение цели, поиск информации, отбор содержания, методы решения проблемы 4) – знакомство с источниками информации отбор главного содержания
- выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют противоречия, формулируют гипотезу, конструируют вопросы, предлагают варианты решения проблемы, 6) - обсуждают варианты решения проблемы, разрабатывают форму творческого проекта 7) – в соответствии с конечной целью оформляют проект, продумывают приемы защиты творческой работы 8) - рецензирование содержания работы с использованием критерий оценки проекта 9) – самооценка результатов деятельности
Инновационные подходы в технологии проектной деятельности
Урок географии в 8 классе по теме «Численность населения России» (в режиме технологи проектного обучения) Задания школьникам для проектной исследовательской деятельности: (на выбор) Задание 1. Проанализируйте динамику численности населения России. (см. таблицу в учебнике) Место России в мире по численности населения? Объясните почему численность населения в отдельные годы резко убывала? 3. Исследуйте динамику численности населения кировской области(Верхнекамского района) в сравнении с российскими показателями 4. Спрогнозируйте пути улучшения демографической ситуации
Задание 2. 5. Какие показатели влияют на численность населения страны? Дайте их понятия. 6. Выявите тенденции характеризующие современное естественное движение населения и чем оно определяется? 7. Исследуйте, динамику естественного прироста на территорри 8 Спрогнозируйте пути решения проблемы качественного улучшения демографической ситуации в России (Кировской области)
При использовании в образовательном процессе метода проектов как средства развития ключевых компетенций школьников существуют, по крайней мере два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности
Этот результат фиксируется через систему диагностик, включающих оценку: развития коммуникативных навыков учащихся (проведение психологической диагностики), уровня сформированности навыков работы с новыми информационными технологиями (тестирование по информационным технологиям по проверке навыков составления презентаций), практического использования полученных знаний и формирования устойчивых межпредметных связей (проведение лабораторного эксперимента).
Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а применение этого массива в деятельности (как и что применено) для достижения поставленной цели.
Таким образом: проектная деятельность предметного и метапредметного характера выполняется учащимися по их свободному выбору, носит развивающий, личностный характер.
Моделирование Задание: используя алгоритм смоделируйте урок в технологии проектного обучения. Тему урока выберите самостоятельно
Спасибо за внимание Гостюхина С.Н. учитель географии МОУ СОШ с УИОП г. Кирс высшая категория стаж работы 33 года Контактные телефоны: Рабочий: 8 (833 39) 2 – 30 – 86; 2 – 38 – 63 Электронная почта: [email protected]