Формирование оценочных умений на уроках физики Заместитель директора по УВР, учитель физики Гришина Т.А. Еринская средняя школа 2011г.
Примерная программа среднего (полного) общего образования предусматривает формирование у школьников: общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Приоритеты школьного курса физики Познавательная деятельность Информационно-коммуникативная деятельность Рефлексивная деятельность
особенно важно для школьника: владение навыками контроля и оценки своей деятельности умение предвидеть возможные результаты своих действий организация учебной деятельности (постановка целей, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств)
В современной школе Не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка При этом надо не просто адаптировать содержание школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьника, а трансформировать его в направлении учета реальных механизмов интеллектуального развития личности.
Чтобы содержание знаний стало ценным для ребенка, личностно-ориентированное образование предлагает представить его в виде условных частей, каждая из которых обращена к чему-то личному. ВОТ ЭТИ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ: Аксиологический - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов Когнитивный - обеспечение научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере, как основе духовного развития Личностный - обеспечение условий познания самого себя, развитие рефлексивной способности Деятельностно-творческий - формирование и развитие у учащих-ся разнообразных способов деятель-ности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности
Оценочная деятельность учителя на современном этапе является неотъемлемой частью его профессионально-педагогической деятельности. Смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности, состоит в стимулировании активности самих учеников Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки Предметом оценочной деятельности учителя становится организация образовательного про-цесса в целом и собствен-ная профессиональная педагогическая деятельность
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев
Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть:
Практика оценочной деятельности учителя должна включать в себя следующие виды деятельности:
Образовательный результат для каждого ребёнка уникален. А вот результативность его образования – это сложная комбинация усвоенных социальных норм и новых вызовов, готовности решать современные проблемы и уважать традиции. Поэтому речь должна идти не о том, соответствует ли деятельность ребёнка некому установленному образцу, а насколько разработаны и запущены педагогом механизмы самооценки ученика, насколько в образовательной деятельности последнего присутствует мотивирующая и результирующая компоненты.
Деятельность учителя должна быть направлена на формирование оценочных умений у школьников
Анкета самооценки 10-11 кл. (рекомендуется проводить 2 раза в год) Фамилия, имя, класс _____________________ В графе I (Важность) напишите, считаете ли вы данное умение важным (да, нет). В графе II (Владение) напишите, владеете ли вы этим умением (да, нет). Если затрудняетесь ответить, оставьте графу чистой.
Анкета самооценки домашнего задания 1. Если ты самостоятельно решил задачу (сделал упражнение, ответил на поставленный вопрос) дома, и ошибок нет (возможны разные варианты решения!), то поставь себе в рабочую карту "5". 2. Если тебе помогали (товарищи, родители, книга с готовыми решениями), ошибок нет, и ты понял, как решать задачу, то поставь себе в рабочую карту "4". 3. Если есть небольшие неточности в решении, то поставь себе в рабочую карту "4". 4. Если есть хотя бы одна ошибка, то поставь себе в рабочую карту "3". 5. Если ошибок больше одной или ты не выполнил домашнее задание, то поставь себе в рабочую карту "-". Для фиксации отметки на каждом этапе урока можно использовать 'Рабочую карту", которую после окончания урока учащиеся сдают учителю.
Рабочая карта урока. Фамилия,имя__________класс_______________
В конце урока целесообразно предложить каждому ученику оценить результаты урока, продолжив предложения (лист выдается каждому школьнику): Лист самооценки Фамилия, имя _____________________ 1.Наиболее интересным на уроке было... 2.Мне мешало в работе... 3.Моя деятельность была недостаточно успешной, потому что... 4.Я оцениваю уровень продемонстрированных мною знаний как: высокий, средний, низкий (нужное подчеркнуть). 5.Я оцениваю уровень приобретенных мною знаний как: высокий, средний, низкий (нужное подчеркнуть).
После выполнения контрольной работы можно предложить ученикам оценить свою деятельность по схеме: Дата выполнения работы:___________________ Фамилия________ Имя_______ Класс___________________ Тема: " Законы сохранения в механике" Вариант______ Впиши ручкой выбранные тобой варианты ответов: Моя самооценка: Я знаю хорошо:_______________________________________ Я знаю недостаточно:__________________________________ Мне необходимо повторить или выучить:____________________________________ ________________________________________________________________________ Критерии оценки: 11-12 - "5"; 9 - 10- "4"; 6-8 - "3"; 0 -5 - "2". Оценка за тест: _______________________________________ Работа над ошибками:
Примеры оценочных физических задач: Оцените жесткость собственного позвоночника, если утром вы на 2-3 см длиннее, чем вечером. Оцените силу тяготения между соседями по парте. Все необходимые данные оцените самостоятельно. Вам повезло, вас вызвали к доске. Попробуйте оценить, сколько раз вы приобрели ускорение со времени вставания со стула и до усаживания на него после благополучного завершения ответа. Под действием каких тел(сил) возникали эти ускорения?
Конечный результат урока - достаточно сложное и многоаспектное явление, его нельзя сводить только к качеству знаний и умений учащихся. Ученический блок конечного результата урока складывается из следующих позиций: Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке. Отношение к учебному труду. Отношение к предмету, к учителю, друг к другу. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности. Наличие у учащихся познавательного интереса. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
Применяя перечисленные приемы можно добиться наиболее оптимальных результатов обучения физике !