Формирование читательской культуры младших школьников Автор: Аникиенко И.Ю. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки anikienko.ucoz.ru
Анализ ситуации Развитие речевой культуры человека на современном этапе является одним из главных ориентиров в образовании многих стран. Построение речи ребёнка путём формирования его речевой культуры будет влиять на взаимопонимание и согласование действий с людьми. По последним данным речевая организация современного школьника недостаточна для осуществления полноценной коммуникации: ученик не умеет точно и свободно формулировать мысль, высказывать мнение, его лексический набор ограничен, что препятствует интеллектуальному развитию личности ребёнка. Для решения этих проблем необходимо создать условия для развития читательской культуры учащихся.
Проблема Снижение читательской культуры младших школьников
Цель : разработать систему педагогической деятельности по развитию читательской культуры младших школьников; совершенствовать речевую культуру; создать условия для формирования УУД; ориентировать на знания с использованием современных новых технологий.
Задачи: 1.Создать условия для формирования читательской культуры учащихся на уроках особого формата. 2.Развивать творческие способности учащихся в системе нетрадиционных уроков: урок-игра, урок –конференция, урок-экскурсия, урок-спектакль…. 3.Совершенствовать устную и письменную монологическую речь учащихся посредством разработки специального набора заданий, направленных на развитие творческого воображения. 4.Создать банк классических произведений для урочного и внеклассного чтения. 5.Разработать модель системы педагогической деятельности и апробировать ее.
Ресурсы Профессиональные:учитель, психолог,библиотекарь, учитель ИКТ. Методические: фонд книг, медиатека, ресурсы интернета, опыт ведущих методистов, ресурсы СИПКРО. Материальные: компьютерный класс.
Система работы по развитию речевой культуры учащихся (реализация) Диагностика навыков работы с текстом по определению уровня речевой характеристики учащихся(психолог, учитель-сентябрь). Формирование читательской культуры на уроках и во внеклассной деятельности через развитие интереса к искусству слова (библиотекарь, учитель –в течение года): -работа с читательскими дневниками -поэтические пятиминутки -читательские конференции -лист учёта чтения -уроки внеклассного чтения anikienko.ucoz.ru
Система работы по развитию речевой культуры учащихся (реализация) Развитие творческих способностей учащихся на уроках чтения через нетрадиционные формы работы(учитель- в течение года): -создание рисунка после прочтения текста и его комментария -мультимедиа-уроки -педагогические мастерские -интегрированные уроки -театрализация
Система работы по развитию речевой культуры учащихся (реализация)Совершенствование устной и письменной монологической речи учащихся через систему заданий(учитель -в течение года): чтение с остановками чтение текстов разных жанров создание стихотворений на разные темы -создание разных видов сочинений -литературно-музыкальная композиция -обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы -работа с произведениями русских и зарубежных классиков
Мониторинг проектаРезультаты фокус-группы проведенные по теме проекта свидетельствуют о положительной динамике роста уровня сформированности речевой культуры.(Учащиеся более точно формируют мысли, некоторые высказывают своё мнение и отстаивают его, увеличился лексический запас слов) 1.Повысились показатели уровня обученности учащихся по чтению 2.Увеличился процент школьников, участвующих во внеклассных мероприятиях по чтению. 2009-2010г-57% 2010-2011г-90% 3.Вырос процент учащихся , желающих вести исследовательскую работу по чтению 2009-2010г-14% 2010-2011г-24% 4.Повысилась результативность выступления учащихся на этапах олимпиады по русскому языку и чтению.
Оценка оказанного воздействияБольшинство учащихся научились говорить образно, содержательно, последовательно, не испытывая чувства страха перед аудиторией. Учащиеся хотят реализовать себя в будущем, выбирая профессии учителя, библиотекаря, актера. Эта система работы позволяет подготовить настоящего, вдумчивого читателя. Реализация этого проекта будет способствовать формированию духовно-нравственной личности.
Наращивание потенциала проектаПроект представляется на методическом объединении начальных классов , на сайте школы , личном сайте учителя. Опубликовать статью в методическом журнале. Открытие кружка «Мишуткина почитай-ка». Участие с театрализованными представлениями в общешкольных мероприятиях. Привлечение родителей для совместной работы с детьми.