Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва
Документы, обеспечивающие содержание ФГТ (федеральных государственных требований) по дошкольному образованию: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования РФ № 2151 от 20.07.2011 года). 3. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования (разработка обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом управления образованием МОиН РФ).
Определение ФГТ к условиям реализации ООП ДО – это совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративный результат реализации ФГТ к условиям Создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей: духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и родителей; охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортность по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Семь групп требований: 1)Требования к кадровому обеспечению. 2)Требования к материально-техническому обеспечению. 3)Требования к учебно-материальному обеспечению. 4)Требования к медико-социальному обеспечению. 5)Требования к информационно-методическому обеспечению. 6)Требования к психолого-педагогическому обеспечению. 7)Требования к финансовому обеспечению.
1)Требования к кадровому обеспечению: Укомплектованность образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными. Уровень квалификаций педагогических и иных работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, обеспечить владение основными компетентностями (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования«)
Требования к кадровому обеспечению Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) в объеме не менее 72 часов, не реже 1 раза в 5 лет.
2)Требования к материально-техническому обеспечению К зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; К водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. К набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; К искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
К санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; Пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности; Охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения; Архитектурной доступности (безбарьерная среда, доступность для детей с ОВЗ).
3)Требования к учебно-материальному обеспечению - К предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы): соблюдение принципов (информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости); комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса (формы организации образовательной работы, виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, двигательная); учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды (гендерный подход); создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей (в соответствии с ООП)
-К играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции: учет возрастных особенностей развития ребенка; соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; учет условий каждого образовательного учреждения (специфика условий ДОУ, контингента детей, др.); учет ведущей деятельности дошкольного возраста (игра);
оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения; оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; для сенсорного развития материалы и оборудование для двигательной активности (ходьба, бег, равновесие, прыжки, катание, бросание, ловля, ползание, лазание, ощеразвивающие упражнения) требования к игрушкам для детей дошкольного возраста (безопасность, полифункциональность, дидактические свойства, возможность применения в совместной деятельности, принадлежность к изделиям художественных промыслов).
- К оснащению и оборудованию кабинетов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста (в соответствии с назначением помещения и осуществляемой деятельностью в данном помещении)
-Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования: *общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе (ИКТ).
4)Требования к медико-социальному обеспечению К медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении (группе); К формированию и наполняемости дошкольных групп; К прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении; К организации питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; К организации оздоровления воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
5)Требования к информационно-методическому обеспечениюИнформационное обеспечение образовательного процесса – в электронной форме: управлять образовательным процессом создавать электронные таблицы, тексты, презентации мониторинг, фиксация результатов использование ЭОР взаимодействие участников образовательного процесса (локальные сети, глобальные сети)
- Методическое обеспечение образовательного процесса: комплектности обеспечения (в соответствии с ООП); качества обеспечения (в соответствии с ООП); создание методической службы ДОУ (развитие творческого потенциала педагогов, удовлетворение их профессиональных потребностей, повышение квалификации, оказание методической поддержки, содействие выполнению программы развития ДОУ)
6)Требования к психолого-педагогическому обеспечению - Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста: Индивидуальный подход Учет зоны ближайшего развития Мотивационный подход Доброжелательное отношение к ребенку Организация различных видов деятельности и форм деятельности (совместная и самостоятельная)
- Сохранение психического здоровья воспитанников: *мониторинг их развития, *организацию развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии, *психологическое сопровождение образовательного процесса (педагог-психолог). - Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса.
- Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста. - Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. - Построение взаимодействия с семьями воспитанников (для полноценного развития каждого воспитанника, доступность и качество образования для каждого воспитанника).
- Создание системы организационно-методического сопровождения:Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе (младенческий, ранний, младший, средний и старший дошкольный возраст); Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников (подробные объяснения педагогам).
-Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников: * Постоянный контакт с родителями воспитанников, объяснение им стратегии и тактики образовательного процесса * Консультирование родителей по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования * Помощь по вопросам развития ребенка (в т.ч. ОВЗ) * Совместная деятельность детей и родителей с целью успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
7)Требования к финансовому обеспечению Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; Обеспечение образовательным учреждением возможности выполнения ФГТ; Обеспечение реализации обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; Отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования Формирование государственного задания (ГЗ) автономных и бюджетных ДОУ-образовательные услуги