Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2» Формирование у школьников ключевых компетенций средствами предметов физико-математического цикла Докладчик: Спиридонова В.Ф.
Эпиграф Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития.
Актуальность вопроса: Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
Актуальность вопроса: Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел… Б.Д. Эльконин
Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Группы ключевых компетенций - 1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов). 2. Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.). 3. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации). 4. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования). 5. Работа с числами (вычисление, использование математических методов для решения практических задач). 6. Организационные (координация деятельности людей для достижения общей цели). 7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели). 8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из различных источников и т.д.). 9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие своего «Я»). 10. Решение проблем (Дмитрий Иванов «Компетенции учителя»).
Существенные признаки ключевых компетенций: Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). 2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества. 3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет комплекта наработанных средств. 4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
В 2011-2012 учебном году школа реализует 1 этап инновационного проекта «Организация школы 1 ступени обучения». Инновационность проекта заключается в создании организационной модели школы 1 ступени обучения, обеспечивающей создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности. Специфика школы 1 ступени обучения как самоценного звена общей системы образования заключается в организации образовательного процесса, адекватного возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста. Педагоги специализируются на работе с детьми определенного возраста, что, как следствие, должно повысить качество обучения и дать возможность воспитать и вырастить умного, предприимчивого человека, обладающего экономическими, эстетическими и другими компетентностями, которые позволят ему сделать осознанный выбор по окончании общеобразовательной школы.
Педагог должен понимать, что: стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники; любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам; часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим; достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.
Школа 1 ступени предметы физико - математического цикла
Эти предметы способствуют формированию ключевых компетенций уже на 1 ступени обучения, а именно:
Развивающий пропедевтический курс «Твоя Вселенная» Главная цель курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XXI в. Цель занятий – познакомить с природой планет и звезд, строением Солнечной системы и звездных систем, научить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления, определять расстояния до небесных тел, их размеры. - обеспечить пропедевтическое астрономическое образование младших школьников, а так же более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы; - познакомить школьников с современной астрономической картиной мира и местом человека в ней; - научить школьников правильно объяснять наблюдаемые небесные явления (и прежде всего, повседневно наблюдаемые); способствовать разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников; - формировать не только наглядно-образное мышление, но и теоретическое мышление.
Советы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников: Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов:
Учитель! Ты всегда будешь оставлять свой след в душах и сердцах детей. Так пусть этот след будет светлым.
г. Тарко-Сале 2011 г.