Автор: социальный педагог Мельникова Е.Б.
Формирование социально-правовой компетенции и жизненных планов воспитанников: Теоретическая база
Концепция «педагогической поддержки ребенка и процесс его развития» О.С. Газмана Под педагогической поддержкой ребенка понимается превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, с эффективной межличностной и деловой коммуникацией, с самоопределением.
Ключевое слово концепции педагогической поддержки –проблема ребенка.
Социальная адаптация определяется как система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Схема О.С.Газмана ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЕ: Ценности Моральные нормы Нормы поведения ОБУЧЕНИЕ: Знания о мире Способы познания
Методологическая основа формирования жизненных планов Положение Л.С. Выготского
Жизненные планы рассматривают как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением социального опыта детьми, утратившими опеку родителей.
Типичная модель жизненных планов подростков-воспитанников интернатных учреждений
Подросток
Социально и педагогически запущенный ребенок как объект профилактики и коррекции
СПЗ Неадекватная социальная активность Трудно-воспитуемость Трудно-обучаемость Общая средовая дезадаптация
Програмное обеспечение Программа «Адаптация ребенка в условиях детского дома и формирование социальной компетенции воспитанников и выпускников»
Цель программы: Создание системы деятельности по адаптации ребенка в условиях детского дома и формированию социально-правовой компетентности воспитанников.
Задачи:1. Обеспечить условия для успешной адаптации в детском доме вновь поступившему ребенку; 2. Сформировать у воспитанников социально-правовую компетентность, позволяющую решать социальные и личностные проблемы в различных сферах жизнедеятельности после выпуска из детского дома.
Формы работы:1. Выбор и разработка методических рекомендаций для наблюдаемого воспитанника; 2. беседы, занятия, просмотр видеофильма и фотоальбомов; 3. экскурсии; 4. мониторинг процесса адаптации ребенка в условиях детского дома и формирование социальной компетентности воспитанников через наблюдение, тестирование и анкетирование.
Показатели эффективности воспитательного процесса
наличие позитивно-ориентированных жизненных планов; умение ориентироваться в системе социально-правовых институтах; наличие теоретических и практических ориентаций в системе родственных связей;
сформированность представлений о семейном бюджете, видах дохода семьи; умение применить полученные знания при решении социальных и личностных проблем в различных сферах жизнедеятельности; наличие готовности к самостоятельному выбору места жительства.
Адаптация выпускников детского дома к условиям внешней среды
Социально-правовое сопровождение выпускниковПо возвращении к прежнему месту жительства оказание помощи: * в регистрации * при необходимости восстановление документов * в трудоустройстве * отслеживание покупки жилья * оформления субсидии * консультации
СП АСИБО за ВНИМАНИЕ!