Формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска» Подготовила: социальный педагог ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» Киселева М.С.
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1994 г. Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы: Малолетние (до 14 лет) Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей: Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств Дети из «неблагополучных», асоциальных семей Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка) Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция) Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Работа с детьми «группы риска»: социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза» выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом в соответствии с нормами профессиональной этики. Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. В рамках своей компетенции социальный педагог может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов
Стадии работы с семьей и подростком ВЫЯВЛЕНИЕ 1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС 1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности 1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2.1 Социальная адаптация 2.2 Социальная реабилитация 2.3 Мероприятия по защите прав 2.4 Оказание помощи семье 2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОДДЕРЖКА 3.1 Оказание различных видов помощи семье 3.2 Семейное устройство подростков, оставшихся без попечения родителей 3.3 Устройство детей-сирот в соответствующие государственные учреждения
Выявление обучающихся «группы риска» Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: Учебная деятельность Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения со взрослыми Проведение свободного времени Отношение к труду и профессиональная ориентация Поведение и поступки
Способы получения необходимой информации: Анализ журналов групп Опрос мнения преподавателей об обучающемся Анализ учета посещаемости занятий Анализ зафиксированных нарушений дисциплины Беседы с родителями обучающегося Социометрические исследования Наблюдения Беседы с обучающимся Запрос информации от психолога Запрос информации с предыдущего места учебы
Методы исследования в работе социального педагога: Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация Метод наблюдения Анкетирование Интервью Тестирование Анализ документов
Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС: Обнаружение семьи и подростка Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью Изучение причин неблагополучия в семье Составление карты семьи Составление программы работы с семьей и подростком Реализация программы работы Текущие и контрольные посещения Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком Снятие семьи с социально-педагогического учета
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы: Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации Опрос – устный и письменный (анкетирование) Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются: Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Методы социально-психологической помощи: Консультирование Тренинг Социальный патронаж
Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС: В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по: Устранению причин и условий неблагополучия По оказанию конкретной помощи семье По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе
Благодарю за внимание!!!