Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания
Внеурочная деятельность в школе
Работаем по новым стандартам
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации
Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школыНациональный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников
Модель внеурочной деятельности в начальной школе МАОУ лицей п.г.т. Афипский
Кружок «Зеркало души» Пояснительная запискаВо-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: “Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания”.В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Цели программы:формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом;формирование экологической культуры; формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.Задачи программы:Обучающие: Учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в общественных местах. Обогащать представления об окружающем мире. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.Развивающие: Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками;Развитие навыков саморегуляции и рефлексии.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. Воспитательные: Коррекция отклонений в поведении ребенка (застенчивости, агрессивности, негативного эмоционального состояния).Развитие навыков эмпатии у детей.
Таблица тематического распределения часов
Актуальность программы Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должен привыкать к новому коллективу, к новым требованиям и повседневным обязанностям. Данное обстоятельство во многом осложняется возрастными и психологическими особенностями младших школьников. Ребенок в этом возрасте переживает обостренное чувство одиночества, связанное со становлением собственной индивидуальности, характеризующееся разными перепадами настроения, критическим отношением к окружающим сверстникам, эгоцентризмом. В данной ситуации особенно актуально предстает проблема формирования у ребенка коммуникативных навыков и умений, навыков саморефлексии и саморегуляции. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость организации социально - педагогической работы с младшими школьниками с целью освоения детьми коммуникативных навыков и умений.
Планируемые результаты1. Личностные: учебно-познавательный интерес к окружающему миру; установка на здоровый образ жизни.2. Регулятивные:неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.3. Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета;проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;устанавливать аналогии.
Содержание программыВводное занятие (1 ч.)Давайте знакомиться (1 ч.)Учимся видеть друг в друге хорошее (4 ч.)Учимся сотрудничать (7 ч.)Средства общения (4 ч.)Эмпатия (учимся понимать, чувствовать друг друга) (3 ч.)В стране сказок (цикл сказкотерапевтических занятий) (5 ч.)Моя семья (4 ч.)Победим одиночество (3 ч.)Итоговое занятие (1 ч.)
Место клубных занятий внеурочной деятельностью в учебном планеПрограмма рассчитана на 33 часа. Занятия по программе клуба «Зеркало души» - 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 35 мин. Форма организации образовательного процесса – групповая.Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей 7-8 лет. Основные принципы работы по программе:Принцип тесного сотрудничества детей, родителей и педагога;Принцип разноуровнего и развивающего обучения;Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей детей.
Ценностные ориентиры содержания кружка «Зеркало души» В ходе изучения курса «Зеркало души» школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их нравственной и культурологической грамотности. Содержательные линии программы «Зеркало души» помогают ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к людям, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Ребята получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты изучения курса Личностные:осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним.Метапредметные:способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.Предметные:формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВоспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности