Реализация личностно ориентитрованного подхода в обучении младших школьников Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2» Пиджакова Ольга Ивановна
На сегодняшний день одной из ведущих целей образования является формирование компетентности личности, т.е. – готовности к самореализации и выполнению социально – востребованной деятельности и общения. В этом случае задача школы состоит в развитии индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию её качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования
Объектом исследования данной курсовой работы является личностно - ориентированное обучение в начальной школе Предметом исследования выступает теория и практика организации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода в теории и реализации его в практике в обучении младших школьников
В последнее время появились работы методологического характера, где обсуждается проблематика именно личостно-ориентированного обучения Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония». В.В.Серикова «Личностный подход в образовании: концепция и технологии», И.С.Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе » и др. С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С.Якиманской, которая считает, что личностно-ориентированное обучение-это такое обучение, которое воглаву угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа»
Реализация личностно-ориентированного подхода в начальной школе Сегодня в отечественной педагогике и педагогической психологии можно вести речь о следующих педагогических технологиях, ориентированных на личность ученика: Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова; Дидактическая система обучения Л.В.Занкова; Система обучения «по Ш.А.Амонашвили»; Школа диалога культур В.С.Библера; Теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина-Н.Ф.Талызиной; Подходы к организации обучения учителей-новаторов (И.П.Волков, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова и др.) Условно все названные системы можно разделить на две группы подходов: культурологический и инструментальный
Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников С помощью школьного психолога в классе была проведена психолого-педагогическая диагностика по критериям: Познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление); Мотивационная сфера учащихся; Эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворенности); Личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации и ценностные ориентации).
В результате проведенного анкетирования с детьми и родителями было выявлено, что большинство детей (62%) имеет высокий уровень школьной мотивации, 31% -хорошей мотивации и 8%-низкой. Приоритетными мотивами учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия.
Также учителем был выявлен уровень развития познавательной активности учеников (методика Э.Ф.Замбицявичене). Результаты показали: 54%-высокий уровень, 31%-средний, 15%-низкий.
Помимо изучения познавательной и мотивационной сферы ребенка педагогу необходимо было изучить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Были использованы методики: «Мой портрет в интерьере», «10 моих Я», «Что у меня на сердце». Сведения, полученные мною в результате психолого-педагогической диагностики, позволили оценить не только возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива
Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения Поскольку в определении ЛОО подчеркивается необходимость учета особенностей учащихся, то для учителя становится проблема их дифференциациии. Поэтому я разработала и применяла на своих уроках следующие способы дифференциации: 1. Дифференциация содержания учебных занятий: по уровню творчества, по уровню трудности, по объёму 2. Использование разных приемов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется: по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру помощи учащимся, по характеру учебных действий
На каждом уроке я создаю учебно-проблемную ситуацию, используя несколько способов целеполагания: Организация группового интервью (опрос детей) о значимости темы и цели урока для изучения предмета, Организация группового интервью о том, что знают ученики о теме урока и что ещё хотели бы узнать
Установление субъект-субъектных отношений, как условие модели ЛОО привело меня как учителя к отбору разнообразных форм организации обучения: предпочитаю использование нетрадиционных форм обучения, так как обычная форма имеет ограниченные возможности в изменении позиции обучаемого. На уроке особое место уделяю игре, так как именно игра больше всех подходит для организации личностно-ориентированного подхода и позволяет каждому ученику занять активную позицию, проявить личные знания , интеллектуальные и коммуникативные способности
Особое внимание в своей работе я уделяю процессу рефлексии, оценке личностью своего «Я», развитию объективной самооценки у детей. Поэтому я ввела в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На уроке каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, т.е. рейтинг Для этого использую на уроках листы самооценки, которые выдаю каждому обучающемуся. Каждый вид работы оценён им в баллах, об этом дети узнают в начале урока из предложенной мною таблицы
Выведение оценки за урок по рейтинговой системе
Итоговый подсчет рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчет баллов и выводят свой уровень по таблице
Интересным приемом на этапе рефлексии считаю использование на уроке «Листа успеха»
Данный прием позволяет приучить детей к самопроверке и самоанализу, а также дает возможность реализовать принцип обратной связи
Результаты проведенного исследования позволяет сделать вывод: применение личностно-ориентированного подхода влияет на эффективность процесса обучения. Позитивная динамика наблюдается у каждого ученика!
Спасибо за внимание!