Учитель начальных классов БОУСОШ №3 МО Динской район Тюменцева Валентина васильевна
Тема: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах» Цели: стимулирование мотивации детей на приобретение знаний; оперативное и объективное выявление усвоения материала учащимися; максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта
Принципы: Морфологический Фонематический Традиционный Дифференцированный Фонетический Синтаксический
Факторы усвоения орфографии: Зрительный (списывание, зрительные диктанты, цветные мелки, пасты) Слуховой (проговаривание, слуховые диктанты) Речедвигательный (запоминание движений органов речи) Рукодвигательный (запоминание движения руки)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время. - работаю 4 года - выступала на ШМО
Повышение грамотности школьников - составление кроссвордов - рисуем словарные слова - украшаем слова - рисуем правило - шифруем слова Игры на уроках: - «Поймай орфограмму! - « Поставь маячок» - «Одень корень» - «Третий лишний» - «Найди слово» - КВН, викторины, ребусы
Развитие орфографической зоркост и - ежедневное списывание -письмо по памяти -ставь пропущенную букву - комментированное письмо - ведение тетрадей для трудных слов -занимательный словарь - ведение словарей -словарь в ребусах - история происхождения слов - работа над частями слова - орфографической чтение - исправь ошибку
Составляем ребусы, кроссворды
Сочиняем стихи
Пишем сказки, объявления
Зрительные диктанты Идёт снег. Я иду в лес. Пришла зима. Трещит мороз. Очень холодно. В лесу красиво. Уже тепло. Поют птицы. Журчат ручьи. Запели птицы. Светит солнце. Повеяло весною.
Зрительные диктанты Делу – время, потехе – час. Дома стены помогают. Конец – всему делу венец. Больше дела – меньше слов. Где родной край, там и рай. Кончил дело, гуляй смело. Весенний день год кормит. Матушка-весна всем красна. Апрель с водой, май с травой. Черёмуха цветёт - холод идёт. Коли в мае дождь – будет и рожь. Кто спит весною – плачет зимою.
Письмо по памяти Голова на ножке- а в голове горошки. Арбуз пузат и толстокож, и все ж не этим он хорош. А на крайней грядке – длинные загадки. Жук летает над лужком, он устал ходить пешком. Он сбивает с яблонь цвет, и полям приносит вред. Раз шажок, два шажок, левый правый сапожок. Был как трость, а дождь прошел – превратился в гриб большой.
«Банк правил»Различай в приставках О и А! Помоги своей памяти! Красавица принцесса ЗА-НА-НАД любит все на А: апельсин, ананас, арбуз. Остальные пишутся с О. Исключения: прабабушка, правнук, прадедушка. В конце существительных ж.р. после шипящих пишется ь знак, а у существительных м. р. не пишется. Помоги своей памяти! У женщин характер мягче, чем у мужчин: Ж.р. – Ь м. р - нет Ь
Работа над правиломРасскажи правила по телефону. Расскажи так, как рассказал бы его первокласснику. Поучи правилу попугая. Расскажи так, как будто вы сами сделали открытие. Передай правило по «радио», как самую свежую новость. Расскажи правило с эмоциональной нагрузкой: Весело или грустно Ты сомневаешься Пожалей правило
Тексты для ежедневного списывания по темам Безударные гласные: Появились грачи, глядишь на скворца, боится холодов, в цвету трава, вода освежила, качает головой, украшать садами, тяжелый и полосатый шмель, село Сосновка, ручеек бежит, цветы в саду. Тепло не за горами, тенькает капель, вечером стрекочут, холодная зима, скользнул под нору, затопил печурку, прибежал домой, наловил окуней, опадают цветы, стоят снеговики. Парные согласные: Зима. Дует резкий ветер. На дворе большой мягкий сугроб. Летят легкие снежинки. Дорожки покрыты пушистым снежком. Дети надели шубки и шапки и бегут на горку. Зимой в лесу тишина. На березках и дубках лежит пушистый снег. Вот упала с ветки мягкая снежная шапка. По тропке бежит на коротких ножках смешная мышка.
Тексты для ежедневного списывания Разделительный Ъ Мы подъезжаем к лесу. На лыжах съезжаем с большой горы. Вот опушка. На покрытой белой снежной скатерти видны лисьи и заячьи следы. Лиса не съела зайца. Вот охотник Илья Терентьев с ружьем. Его большая охотничья собака бежит рядом. Он объяснил нам, как лучше объехать медвежью берлогу. Разделительный Ь Идет сильный дождь. Больной маленький Кузька лежит под крыльцом. Ольга завязала щенку больную лапу. Мальчики принесли хлеба и молока. Стоят сильные морозы. Пень закрыт снегом. Ольга и Кузьма взяли коньки. Коньки скользят по льду. Вот большая гора. Школьники везут санки. На санках красивая резьба.
Удвоенные согласныеСтенная газета, весеннее солнце, шоссейная дорога, классный коллектив, красивые кроссовки, ранний товар, русский дух, осенний листопад. 2. Санитарная комиссия, коллективная работа, классная команда, утренний завтрак, хоккейная команда, красивая аллея, срочная телеграмма, жужжат пчелы, весенний день, субботний день, интересный рассказ. 3. Коллектив, рассказ, искусство, коллекция, грамматика, орфограмма, пассажир, территория, касса, медленно, металл. 4. Дети пришли в школу. Кирилл украшал класс к утреннику. Алла сочиняла рассказ о детях. Анна и Инна пели песни. Хороший праздник будет в субботу. Вдруг принесли срочную телеграмму. Наша хоккейная команда вышла в финал.
Непроизносимые согласные.Начался листопад. На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей травы. Часто случаются ночные заморозки – первые вестники близкой зимы. Поздней осенью наша местность кажется грустной. 2. В окрестностях чудесные краски ранней осени сменил прекрасный серый цвет. На сердце появилось ужасное чувство тоски. Но в начале ноября у нас был прекрасный праздник. В наш областной центр приехал известный артист. Мы были счастливы. . Солнце встает, так и день настает. Кто запаслив, тот и счастлив. Без пирогов – не праздник. Счастливый в сорочке родился. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Кто поздно вышел, тот напрасно спешит. 4. Радостная жизнь веселит сердце. Не мешай пресное с кислым. Будет и на нашей улице праздник. Добрый конь не без наездника, а честный человек не без друга. Хвастливые слова гнилы.
Правописание приставокНамазать на хлеб, надкусить кусок, научить ребенка, заехать в гараж, забежать за угол, написать письмо, надписать вверху, застегнуть пуговицы, наколоть иголкой, заговорить на уроке, занесенные снегом, завоет вьюга. 2. Внезапно потемнело, пробежать по дороге, проспал на занятия, поговорить по душам, побег из лагеря, подумал и сказал, понеслись по ветру. Отлет птиц, отболела душа. Дети набрали в лесу много ягод. В полдень надвинулась туча., сверкнула молния, загремел гром. Дети забрались в шалаш. Сережа зашел за товарищем. Корабли отплыли от берега. 4. Хорошее слово до сердца доходит. Руку протянешь, так и ложку достанешь. Доводи дело до конца. Много радости находит человек в труде. Если за день ничего не сделаешь, зря прожил день.
Итоговый котроль Нач(а,я)лись зам(о,а)ро(з,с)ки, выпал снег. Мой друг (С)сережа пришел (ко)мне (с)про(с,з)ьбой п.мочь ему н(а,о)рубить дро(в,ф). Мы надели теплые руба(ш,ж)ки, кур(т,д)ки, ша(п,б)ки и отправились в(в) ле(з,с). Малы(ш,ж)ки пта(ш,ж)ки чирикали (на)ветвях д(и,е)ревьев. В(о,а)кру(г,к) ств(о,а)ла мя(г,к)кая, ни(з,с)кая, тра(в,ф)ка. Наступило ра(н,нн)ее утро. Кири(л,лл) и А(л,лл)а купили в ка(с,сс)е б(и,е)леты. Они сели в (а,о)втобу(з,с) и п(о,а)ехали по шо(с,сс)е. Д(о,а)рога была дли(н,нн)ая и сколь(з,с)кая. Навстреч(у,ю) двигалась коло(н,нн)а маш(и,ы)н. (К)веч(е,и)ру р(е,и)бята приехали домой. Все легли спать. Завтра су(б,бб)ота.
Таблица ежедневного контроля
Мониторинг знаний Результативность работы по русскому языку