Использование педагогической технологии индивидуального стиля учебной деятельности ученика Учитель географии Задворова А.Б. Учитель биологии Сверчкова И.Р. МОУ «Подкаменская СОШ № 124» 2011 год
Цель: Познакомить с технологией учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке
Задачи Конструктивное оценивание уровней развития главных составляющих учебного успеха Определение «дидактического потенциала» развития в каждом виде учебной работы Оценка совместной деятельности обучающихся и учителя Выбор приемов и форм работы
Зачем нужна технология? Для того чтобы выяснить, почему ученик неуспешен в предмете. Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (для выбора форм и приемов, развивающих ученика). Для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условиях классно-урочной системы. В условиях классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках.
Зачем нужна технология? Когда учитель проектирует или выбирает формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности. Для развития способности детей к саморазвитию в процессе овладения детьми знаний о своем индивидуальном стиле учебной деятельности Для управления ростом профессиональной компетентности учителя
Образовательная среда должна Мотивировать обучающегося на поиски и приобретение ЗУН Формировать у обучающегося системы знаний Формировать у обучающегося систему умений, навыков Развивать познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств
Параметры ИСУД и методика их определения Обученность- объем и глубина знаний по предмету. Обучаемость- уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика 1 уровень- репродуктивный 2 уровень- прикладной 3 уровень- творческий Определяется по результатам специального контрольно-методического среза (КМС)
Методика определения: Выбор небольшого по объему нового учебного материала Объяснение нового материала Первичное закрепление новой информации Ответы обучающихся на 5 вопросов
Вопросы обучающимся: Напишите, что вы узнали нового на уроке Ответьте на вопрос по содержанию материала Выполните задание по образцу Выполните задание в измененной ситуации Где можно применить новые знания
Оценка обучаемости: Выполнены все задания- творческий уровень Выполнено 4 задания –прикладной уровень Выполнено 3 первых задания-репродуктивный уровень
Методика определения уровня владения обучающимися мыслительными ОУУН Когда: после прохождения раздела Как: в виде письменной работы определенного вида Задания на анализ: Установите соответствие Выбери только то, что относится Чем отличается
Установите соответствие Эры 1. Палеозой 2. Мезозой 3. Кайнозой А. Эра новой жизни Б. Эра древней жизни В. Эра средней жизни
Задания на синтез О чем идет речь? (перечень терминов) Назовите одним словом Что общего?
Назовите одним словом: Урал, Алтай, Саяны, Кавказ - … Мезозой, протерозой, кайнозой - … Медные, алюминиевые, вольфрамовые, молибденовые - … Эльбрус, Казбек, Базардюзю - …
ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ: Сравни 2 объекта, 2 процесса, 2 личности Сравните растительную и животную клетки. Найдите отличия
Задание на логику – установление причинно-следственных связей: Что пропущено? Восстановите порядок этапов процесса Закончите перечень терминов, дат, чисел
Восстановите последовательность этапов полного превращения насекомых Имаго Личинка Яйцо Куколка
Задание на умение делать вывод: Сделайте предположение о причинах процесса Сделайте вывод на основании результатов опыта Решите задачу
Почему Кавказ – высокие горы? Почему в горах добывают руды, а на равнинах – нефть и газ? Что может вызвать сход лавин?
Формы, виды и приемы деятельности учителя, позволяющие целенаправленно развивать индивидуальный стиль учебной деятельности ученика средствами учебного предмета
Матрица параметров учебного успеха обучающегося
Анкета: каждый обучающийся выбирает 10 пунктов Поощрения учителя за хорошо выполненную работу. Порицания за ошибки. Учебно-познавательные игры. Демонстрация видеофильмов и опытов. Задания, которые получаются. Свободный выбор заданий. Учитель считает меня личностью. Содержание задач и вопросов взяты из реальной жизни. Учитель учитывает мои интересы. На уроке я сам разбираюсь с проблемами. Учитель не использует много непонятных слов. Я могу действовать на уроке разными способами. Мне можно придумывать что-то новое. Много заданий таких, где нужна смекалка. Мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе. Мы говорим о людях, которые для меня интересны. Ученики на уроках могут помогать друг другу. Успех всех зависит от успеха каждого. Мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на отметку друга. Меня информируют об обязательных результатах обучения. Мне объясняют смысл каждого способа деятельности на уроке. Учитель дает мне задания, которые сразу не получаются. Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками. Работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность. На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я и сам отвечаю за результаты учения.
Ключ к анкете: Наличие номеров с 1 по 7 - для данного ученика важнее всего, чтобы его мотивировали на учебу эмоциональными приемами, значит, первый уровень развития потребностей у данного ученика остался в свое время не до конца отработанным, удовлетворенным. Наличие в десятке ответов номеров с 8 по 14 свидетельствует о преобладании в учебной мотивации потребностей второго, биосоциального, познавательного уровня. Если среди ответов есть номера с 15 по 19, то это говорит о том, что автор результатов «отрабатывает» сейчас социальный уровень, и для него наиболее важно все, что касается стиля и способов общения на уроке, все, что связано с коллективной деятельностью в значимом для него коллективе. Наличие в выбранной десятке номеров с 20 по 25 свидетельствует о возможности выхода ученика на самый высокий уровень развития мотивационно-потребностной сферы. Именно такие ученики отзываются на способы мотивации с опорой на собственную волю ученика.
Учебные формы и виды учебной работы для технологии «ИСУД» 1. Активное слушание 2. Мозговой штурм 3. Планирование порядка изучения материала в коллективной работе 4. Практическая групповая работа. 5. Просмотр видеофрагмента с заданиями и без заданий
Учебные формы и виды учебной работы для технологии «ИСУД» 6. Сравнение процессов, объектов, явлений. 7. Самостоятельное изучение материала на уроке с использованием инструктивной карты 8. Выполните задание в тестовой форме 9. Шифровой диктант. 10. Раскрыть смысл понятий. 11. Сравнить два близких по смыслу понятия.
Учебные формы и виды учебной работы для технологии «ИСУД» 12. Сравните объекты, модели, рисунки 13. Найти место в учебнике, где описывается объект, процесс, явление, представленные на картинке, в видеофрагменте . 14. Найти смысловую ошибку в тексте 15. Найти соответствие фактов и понятий. 16. Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору. 17. «Почини цепочку» - задание на определение и восстановление логической связи между словами и действиями.
Учебные формы и виды учебной работы для технологии «ИСУД» 18. Назвать одним словом ( обобщить несколько слов одним понятием) 19. Разделить на группы организмы, процессы, понятия, характеристики. 20. Решить задачу на выдвижение гипотез. 21. Придумать и записать вопросы к тексту. 22. Защитить свой проект. 23. Провести наблюдение, исследование по заданному алгоритму. 24. Создать презентацию
Рекомендации эффективного использования технологии «ИСУД»: 1)диагностировать уровни развития всех параметров учебного успеха ученика 2)подобрать к этим параметрам формы заданий и виды работ, выполнение которых требует развития творчества ученика 3)использовать материал диагностики для мониторинга результатов учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2008. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2006. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2006. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания, 2006. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.
Спасибо за внимание !