Психологическое сопровождение при подготовке к егэ
Трудности и стратегии поддержки старшеклассников Когнитивные :связаны с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, работа с бланками, тестами. Здесь необходимы умения :хорошая переключаемость и оперативная память) Помощь - в тренировке заполнения бланков, психологические игры и упражнения . Личностные:особенности восприятия учеником ситуации экзамена (его реакция и состояние).Помощь- как можно больше позитивной информации о ЕГЭ, работа с родителями и учителями по снижению тревожности у детей Процессуальные: специфика фиксирования ответов; организаторы - в роли наблюдателя; критерии оценки; незнание своих прав и обязанностей. Помощь- в тщательном объяснении, работа с организаторами .
Основные цели работы психолога: Вооружить учащихся и их родителей знаниями по процедуре проведения экзамена; Помочь учащимся снять напряжение, волнение, тревогу перед экзаменом и во время его проведения. Оказать помощь педагогам при подготовке учащихся к экзаменам
Формы работы с учащимися: Групповое и индивидуальное консультирование, информирование: по вопросам подготовки к ЕГЭ, апелляции, присутствия общественных наблюдателей, : знакомство с инструкцией по подготовке к ЕГЭ; правила поведения на ЕГЭ; КИМы;; время регистрации на ЕГЭ и проведения ЕГЭ; официальные сайты ЕГЭ. (координатор ЕГЭ, педагог-психолог) Групповая и индивидуальная диагностика (отношения к ЕГЭ, изучение психоэмоционального состояния)
Групповые и индивидуальные занятия, направленные обучение приёмам релаксации и снятия напряжения, на управления своими эмоциями, аутотренинг, дыхательная гимнастика, антистрессовый массаж Мини-лекции: «Приёмы запоминания» «Как убежать от стресса» «Питание во время экзамена»
Подготовка информационного стенда по ЕГЭ для учащихся и их родителей в вестибюле (Зам. директора по УВР, координатор ЕГЭ, педагог-психолог)
Работа по тренировке заполнения бланков ЕГЭ.
Памятка для учащегося
Советы выпускникам: Подготовка к экзаменам Подготовь место для занятий; Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета; Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы; Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего; Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв; Выполняй как можно больше различных тестов по предмету. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов; Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха; Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы
Накануне экзамена Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д). Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться. Начни с лёгкого! Думай только о текущем задании!
Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки. Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!
Работа с родителями Групповая диагностика (изучение отношения к ГИА, ЕГЭ) Групповое и индивидуальное консультирование по вопросам подготовки к ЕГЭ, правилам поступления в учебные заведения, о создании благоприятной атмосферы в доме, помощь со стороны родителей, о питании во время подготовки экзамена и др.
Советы родителям • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей. • Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. • Помогите детям распределить темы подготовки по дням. • Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
• Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе. • Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. • Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться. • Не критикуйте ребёнка после экзамена. • Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить необходимые условия для занятий
Работа с педагогическим коллективом Направлена на изучение индивидуальных особенностей учащихся ,с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ, а также изучение своего профессионализма (консультирование, семинары, диагностика)
Советы учителям Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.