Психологический климат урока Лекция.
Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.
Признаки психологического климата: дружеское единение в системе «учитель—ученик» (во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его);
проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию; наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
защищенность всех членов классного коллектива (ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности);
разумная и полезная деятельность всех на уроке; умение быть сдержанным в движениях, словах.
Современные цели обучения и воспитания усвоение школьниками системы знаний по предмету, приобретение умений и навыков, развитие у них творческих способностей и склонностей,
учет интересов и стремлений каждого учащегося, тесное взаимодействие учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
Психологические рекомендации учителю по организации урока учитель обращается к учащимся с приветливой улыбкой, интригующе сообщает, что сегодня обучающиеся познакомятся с очень интересным материалом,
обращает внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых, создаёт атмосферу доброжелательности, комфорта, ориентирует на победное учение,
стимулирует учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение, стремится обеспечить школьникам интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху,
организует успешное овладение знаниями, умениями и навыками на уроке, возвышает ребенка до осмысления истины и развивает у него способности достижения счастья.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса:поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников, положительная установка на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность,
своевременный учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся в учебной деятельности, во внеклассной работе и общении,
установление деловых и эмоционально личностных контактов, развитие умения познавать учащихся в системе «учитель—ученик»,
Составляющие влияния на климат урока: позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения, отношение учащихся к учению (творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении),
овладение культурой слова (неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления),
умение учителя контактировать с классом, с каждым отдельным учеником, терпимость к критическим замечаниям школьников, поощрение самостоятельности, собственного мнения, инициативы, активности учащихся.
«...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики – А.С.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». А. С. Макаренко
Организация познавательной деятельности учащихсяИспользование принципов педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, обеспечение иерархии целей учебной деятельности (от близкой и средней к дальней),
стимулирование уверенности в достижении поставленной цели, постановка и реализация развивающих задач обучения,
создание оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности,
согласование с жизненными потребностями и возможностями школьников, применение педагогических технологий на основе знаний психологических особенностей каждого ученика,
проживание урока учащимися на уровне высокой общечеловеческой культуры, свобода выбора учебного материала (заданий).
Учитель глазами ученикаПричины напряжённости в отношениях субъектов педагогического процесса: несправедливость учителя – 36% учащихся; нежелание понять ученика – 40% учащихся; равнодушие учителя к учащимся – 43%; бестактность и грубость педагога – 45%.
Школа глазами учащихся В ситуации выбора остались бы в своей школе – 42% школьников, всё равно – 48% (опрос 3000 школьников старших классов).
Условия достижения положительных результатов1. Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя. 2. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
3. Требовательность и твёрдое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.
4. Использование небольшой психологической паузы перед вопросом, побуждающей их внимание к теме урока. 5.Спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.
6. Последовательность и постоянство в предъявлении требований.
Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми. Карлейль.