«На развитие человеческой мысли в словесных суждениях имеет большое влияние склонность человека сообщать свои мысли другому» К.Д.Ушинский Развитие личности младшего школьника средствами учебного диалога
Педагогические технологии исследовательского направления: 1.Технология учебного мозгового штурма 2. Технология развития критического мышления 3. Технология проектной деятельности 4. Проблемно – диалогическое обучение
Структура диалога: 1.Сообщение темы. 2.Постановка учебной задачи 3.Совместный поиск решения учебной задачи: осуществление обратной связи; выслушивание различных точек зрения собеседников; корректировка (при необходимости) 4.Получение совместного окончательного решения 5.Обобщение
Постановка темы и цели урока На доске слова (сделана транскрипция) Сердце [ с'эрцэ ] Солнце [ сонцэ ] Грустный [ грусный' ] Ответы детей: - непроизносимые - согласные буквы - находящиеся в корне слова
Способы проверки непроизносимых согласных Проверить Да Нет (какие вы знаете способы проверки?) - изменить форму слова запомнить (солнце, солнцу и т.д.) Дети приходят к выводу, что этот способ не подходит - подобрать однокоренное слово (радостный - радоваться) - еще одно условие: в этом однокоренном слове проверочный звук должен слышаться четко радостный – радость
Требования к построению учебного диалога: 1. Диалог состоится только в том случае, если тема «захватит» всех, будет актуальна для большинства. 2. Учебный диалог – это не наличие двух учебников, а наличие двух и более точек зрения 3. Вопросы должны предполагать самостоятельный поиск ответа 4. Вопросы должны требовать развернутый доказательный ответ 5. Критика точек зрения , отличных от твоей собственной, запрещена 6. Соблюдение коммуникативной культуры
Правила учебного диалога на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты высказывания нельзя сразу критиковать и оценивать ответы фиксируются на доске записанная на доске информация анализируется совместно выбирается наиболее оптимальные решения
Эффективность технологии Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству; Стимулирование интеллектуального развития(увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания и т.д.) Прочность усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.