Развитие внимания как необходимое условие формирования орфографической зоркости Выполнила: Калинина Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №41 г. Торопца Тверской области
Цель формирование орфографической зоркости у обучающихся начальной ступени образования Задачи 1. Повысить уровень внимания и памяти обучающихся. 2. Развивать аналитические способности обучающихся. 3. Формировать орфографический навык.
Этапы работы 1. Исследование уровня внимания обучающихся. 2. Обучение орфографическому чтению. 3. Развитие внимания, памяти (формирование орфографической зоркости).
Результаты исследования уровня внимания обучающихся в 1 классе Уровень внимания кол-во детей в % Высокий 10 Средний 32 Ниже среднего 38 Низкий 20 Развитие внимания и памяти – путь к успеху.
Что мотивирует орфографическую работу? Понимание отдаленных целей обучения правописанию. Осознание ближайших целей обучения правописанию. Понимание социальной роли грамотного письма. Организация взаимопомощи в коллективе обучающихся. Необходимость выразить свои мысли письменно.
Интеллектуальная разминка Несложные упражнения, развивающие быстроту реакции, зрительную и слуховую память, логическое мышление. Занимательные вопросы. Упражнение «Находим соответствие» Сорока заливается Соловей сплетничает
Орфографическое чтение как прием изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний. В основе этого приема лежит артикуляционная память. Пример отработки произношения: Сидит в накрахмаленном платье.
Развитие орфографической зоркости как следствие развития внимания и памяти для этого необходимо Научить детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Приучить к самоконтролю. Научить видеть «опасные места» в словах. Различать части речи.
Приемы, развивающие орфографическую зоркость. Волшебный квадрат. Жужжащее чтение с орфографическим проговариванием Алфавитные книжки Письмо с проговариванием Письмо с комментарием Повторение изученной орфограммы Формулирование правил с опорой на ключевые слова Алгоритмы – памятки Игровые моменты Рецензирование домашней работы
Приемы, развивающие внимание, память, формирующие орфографическую зоркость «Угадай слово» ученик 1 ч 2 е 3 у 4 и 5 н 6 к
«Найди слово» м д е р с ж у р к п н ы й х (дежурный) «Что лишнее?», «Кто внимательнее?», «Кто писал?», «Что изменилось в слове?» слава – Слава – слова - слово
«Утомился – позови сказку»Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по лесу пошла, Муха ягодку нашла. Пошла муха в магазин И купила а п е л ь с и н.
Внимание поддерживается мышлением.К..тенок (пушистый), с..леный (огурец), Т..желая (сумка), м..ясные (блюда), З..леная (листва). Тень, сад, лес, лисы, доски, море, диво.
Игры тоже учат мыслить Соревнование «Составь слово». 0 – рот, ком, дом, кот, лом и т. д. 00 – ворон, окно, холод, мороз и т. д. 000 – молоко, молоток, огород, болото. Игра «Составь фразу»
Развивает орфографическую зоркость мотивированная деятельностьРабота по конкретному заданию Работа с карточкой – помощницей Игры с лингвистическим заданием.
Результаты работы по данной темеУровень внимания кол-во уч-ся в % 1 кл. 3 кл. Высокий 10 35 Средний 32 50 Ниже среднего 38 15 Низкий 20
Результативность развития орфографической зоркости