Тема педагогического опыта: «Реализация коммуникативно-диалоговой технологии обучения в образовательном процессе» Отчет Методического объединения гуманитарного цикла 10. 02. 2011 год.
Дейл Карнеги писал: «Умение говорить - это наикратчайший путь к известности… И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе, если он обладает верой в себя и людей». ДИАЛОГ – не вопросно – ответные отношения, а межличностное общение.
Цели: Повышение мотивации обучения. Развитие познавательной активности учащихся. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам. Актуальность: Данная технология способствует формированию культуры речи, развитию дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни. Она стимулирует развитие у ребёнка общественно-ценностных элементов сознания, выступает духовным фоном становления нравственной зрелости.
Задачи Проведение непрерывного мониторинга достижений учащихся Применение диалоговых методов обучения для повышения творческой составляющей ученической деятельности Развитие умений и навыков четко и точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения Поэтапное формирование устойчивого интереса к предмету Сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности на основе работ с различными видами источников информации для развития творческого мышления учащихся
Чтобы спроектировать урок – диалог, нужно Учитывать коммуникативную, личностную готовность учащихся к нему Отбирать материал с учетом вариативности его оценок, проблемности Создавать проблемные ситуации Обосновать дидактические условия Конструировать диалог определенного типа
Пример урока - диалога выкраше..ый – выкраше..а краше..ый мною – краше..ый пол - У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему? - Почему слова записаны парами? - Какова тема урока? Тема урока «Правописание - Н - и - НН - в причастиях и отглагольных прилагательных».
Подводящий диалог Тема урока « Дефисное написание наречий». Даны слова: еле-еле по-волчьи во-первых где-то, когда-либо мало-помалу по-хорошему в-третьих как-нибудь чуть-чуть по-немецки в-пятых кое-где, кое-как -Что объединяет слова? -Почему они записаны группами? -От чего зависит правописание наречий через дефис?
Среди диалоговых технологий выделяются: Типы диалога: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью. Мотивационный Критический Рефлексивный Конфликтный Автономный Диалог – самореализация Смыслотворческий диалог
На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться дальше в путь. Выйдет на дорожку – Всем подставит ножку! (Запятая) Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте Проблемно-диалогический метод Наряду с фронтальной и индивидуальной формами работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах. Виды деятельности - исследовательская, поисковая, моделирование отношений и структур, конструирование, критический анализ, творческие работы.
Данная технология применяется при изучении тем: «Утверждение крепостного права укрепило Российское государство»; «Выступление декабристов было обречено на поражение»; «В России в 1905 – 1907 годах существовала конституционная монархия»; «Нападение Германии на Советский Союз в 1941 году было внезапным»; «Распад СССР был неизбежным». «Угличская драма и ее последствия. Смутное время в Московском государстве. 1591-1612 годы» Тематика диалога на уроках истории
Урок – диалог по теме «Эпоха Петра 1»
Реформы Петра 1: ЗА и ПРОТИВ
1 группа 2 группа
Задание 1-й группе Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки по горизонтали и в выделенном вертикальном столбце прочтете фамилию первого «прибыльщика», крепостного графа Шереметева, ставшего благодаря своим проектам по изысканию доходов для государства крупным чиновником и помещиком. Вывоз товаров за рубеж. Крупное промышленное предприятие. Ввоз товаров из-за рубежа. Человек, нашедший новые источники государственных доходов. Главный морской порт России до Петра I. Политика превышения вывоза товаров из страны над их ввозом. Название налогов в петровской России. Название переписи во времена Петра I Задание 2-й группе Исправьте не менее 5 ошибок в тексте: «Вернувшись из первого путешествия за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным разрешалось бриться только после уплаты специальной пошлины». Ответы учащихся.
Подобная методика может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методическими приемами на уроках Развитие диалога с учащимися позволяет не только улучшить процесс усваивания материала, но и добиться повышения интереса учеников к предмету, развитию умений диалогового общения, грамотного формулирования собственных мыслей. Следует отметить, что подобная методика не должна являться «экзотикой» на занятиях одного преподавателя, необходимо комплексное использование элементов диалогового общения. Рекомендации
Этапы работы. 1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме. 2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями. 3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме. 4. Построение линии аргументации, доказательной базы. 5. Построение линии опровержения. Ознакомление учащихся с правилами этикета полемики. Ознакомление с правилами этикета полемики. · Быть честным, используя ту или иную информацию. · Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения. · Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство. · Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Новизна в том, что меняется роль учителя (от оратора на транслятора) и ученика (от созерцателя до деятеля), меняется отношение ученика к происходящему на уроке, меняются методы и формы приобретения знаний. Трудоёмкость состоит в том, что такие уроки требуют большой предварительной подготовки, в организации ученического коллектива, в большом объёме информации. Риски, прежде всего, в нехватке времени при классическом подходе к составлению расписания, в необходимости выбора нужной информации из большого объёма, сложно удержать дисциплину. Почему мы используем технологию диалогового обучения?
Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, а значит происходит интеграция с технологией эффективной речевой деятельности Технология диалогового обучения и воспитания выводит учащихся на более углубленный уровень понимания учебного материала Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу. Результаты использования технологии диалогового обучения
Диагностика качества знаний по русскому языку Диагностика качества знаний по литературе
Удачи в освоении Технологий! Спасибо за внимание!