Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 г. Зеленокумска»
Возникновение технологии Технология возникла в США в 1996 году в России в 1997 году Авторы Ч. Темпл, К. Мередин, Дж. Стил, С. Уолтер
Понятие критического мышления Критическое мышление – это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственного предубеждения направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Его отличает использование таких когнитивных (познавательных) навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Основные характеристики Направленность Взвешенность Логичность Целенаправленность Увеличивает вероятность получения желательного результата
Свойства технологии критического мышления Оценочность Рефлексивность Открытость (непринятие догм) Развивающий характер мышления (путём наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт)
Результаты качества знаний учащихся Готовность к планированию Важно уметь упорядочивать мысли, выстраивать последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. Гибкость Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Поэтому вырабатываем настойчивость в напряжении ума. Устойчивость исправлять ошибки Не будет оправдывать себя. Осознание Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. Поиск компромиссных решений Важно, чтобы принятое решение воспринималось другими людьми по другому. Иначе они так и останутся высказываниями.
Личностно-ориентированное обучение Гуманистический подход – основа личностно-ориентированного мышления. Личностная вовлечённость ученика в процесс учения; ученик инициативен и самостоятелен. Он учится осмыслению, его любознательность поощряется. Личностные функции: изобретательности (способность к выбору) бытийности (поиск смысла жизни и творчества) формирующая (формирование образа «Я») ответственности («Я отвечаю за всё») автономности личности
Как реализовать на практике? (психологический аспект) Система новых установок: открытость своим мыслям и переживаниям (способность их адекватно выражать в общении с другими); принятие ученика, как личность (уверенность в его творческом потенциале); педагогический оптимизм; эмпатическое понимание (видение учителем внутреннего мира ученика).
Технологический аспект (этапы)
1 стадия. Вызов Деятельность учителя направленность на вызов у учащихся уже имеющихся знаний; активизация их деятельности; мотивация к дальнейшей работе. Деятельность учащихся Ученик «вспоминает», что ему известно по данному вопросу; Делает предположения; Систематизирует информацию до изучения нового; Задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.
Приёмы и методы на стадии вызова Рассказ-предположение по ключевым словам; Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; Верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки (в ходе обсуждения). Работа ведётся индивидуально, в парах, группах. Информация записывается.
2 стадия. Осмысление содержания Деятельность учителя Направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Деятельность учащихся Читают, слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения (по цепочке, выборочные, по ролям); Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Приёмы и методы активного чтения Маркировка (+, -, ?, ) Двойной дневник Бортовой журнал Поиск ответов на поставленные в первой части вопросы; проверка первоначальных предположений. Внимание! Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.
3 стадия. Рефлексия Деятельность учителя Следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; Внести изменения, дополнения; Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
Приёмы и методы на стадии рефлексииВозврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; Ответы на поставленные вопросы; Заполнение кластеров, таблиц; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам темы. Внимание! Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа индивидуально, парах, группах.
Прогнозируемые результатыФормирует самостоятельность мышления. Формирует способы самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель». Позволяет влиять на цели, методы осуществления и результаты образовательного процесса.