Этапы нормального речевого развития ребенка
C момента рождения до 8 недель – период рефлекторного крика нормальный крик должен быть ясным, чистым, не сиплым и не хриплым, с коротким вдохом и длинным выдохом.
С 2 до 5 месяцев – период гуления ребенок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и слияния звуков: «А-а-а, у-а-а, агу, аха, авя, угу…».
С 5-6 до 12 месяцев – период лепета произносит слоги и цепочки слогов с губными звуками: «Ма-му-ма, пу-па, ба-ба-бо»; к 10-ти месяцам учится понимать и произносить слова да и нет, сопровождая их соответствующими жестами.
12 месяцев в активном словаре 10–15 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи и т.п. (эти слова преимущественно выражают желания и потребности ребенка)
К 1,5 - 2 годам слова начинают служить для малыша обозначениями предметов; постепенно появляются первые примитивные фразы (ребенок выстраивает в ряд 2-3 слова, никак не связанные между собой грамматически) Н-р: “Мама, пи.” (эта фраза может обозначать в разных ситуациях: “Мама, дай пить!”, “Мама пьет”, “Мама, папа пьет!” Понять фразу можно только в конкретной ситуации).
С 2,5 лет начинается активное формирование грамматической стороны речи: в речи ребенка появляются существительные в винительном, дательном и творительном падежах; дети усваивают некоторые окончания множественного числа существительных; учатся изменять глаголы по лицам, числам, временам и родам; начинают пользоваться предлогами в, на, с; быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений (на фоне активного овладения предметными действиями); дети пользуются диалогической формой речи.
К 3 годам из речи уходит физиологическое смягчение; правильно произносит гласные звуки и все простые согласные звуки ( [б], [п], [д], [т], [в], [ф], [г], [к] и т.д.) ; cтроит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения из 3-4 и более слов; в речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два).
К 3,5 - 4 годам правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’]; использует в речи сложноподчиненные предложения; формируется способность к обобщению; начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам; с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке илипо телевизору, что ему прочитали.
К 4 годам обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, он интересуется значениями слов («Кто жирафа назвал жирафом, волка – волком, лисицу – лисицей?»), пытается создавать новые слова (активное словотворчество); нередки грамматические ошибки: неточное употребление предлогов и падежных окончаний (“полетим на космос”), неправильное образование некоторых грамматических форм, н-р, мн. числа существительных (“много карандашов”) и т.д.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж]; почти не допускает в речи грамматических ошибок; может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на картинке; очень велико тяготение к рифме; дети рифмуют, подбирают слова, лишенные порой всякого смысла, создают собственные стихи (активное развитие речевого слуха и критичности к речи)
В 6 лет правильно произносит все звуки родного языка (включая соноры [р], [р’], [л], [л’]); практически не допускает в речи грамматических ошибок; владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 до 17 лет – школьный период развития речи овладевает письменной речью; постигает все богатство родного языка.
Список литературы: Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет. – М., 2008. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. - СПб., 1996. Садовникова Л.В. Ваш ребенок начинает говорить. – СПб., 2015.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!