Особенности воображения у детей с нарушением речи Лимина ОльгаИсакова НатальяОЗО, 4 курс
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Виды изображения По степени волевых усилий По степени активности произвольное Непроизвольное активное пассивное воссоздающиетворческоемечта грёзы дремотныесостояния
Механизмы воображения агглютинация гиперболизацияМеханизмы типизация акцентирование схематизация
Агглютинация - «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.
Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.
Схематизация -выделение различий и выявление черт сходства
Акцентирование - в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается
типизация -выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.
Особенности воображения в дошкольном возрасте 1этап 2.5 – 3года разделение воображения на познавательное и аффективное2этап 4 – 5 лет снижение уровня творческого воображения, в процесс воображения включается специфическое планирование3этап 6-7 лет аффективное воображение направлено на изживание психотравмирующих воздействий, творчество носит проективный характер
Речь -представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта действительности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.
ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины ОНР различные неблагоприятные воздействия:- во внутриутробном периоде (интоксикации, токсикоз);- во время родов (родовая травма, асфиксия);- в первые годы жизни ребёнка.
Уровни речевого развития Полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.Речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется посредством достаточно постоянных хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.3. Обиходная речь детей более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, имеются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.
Особенности воображения у детей с ОНР воображение органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе часто - копирование образцов и предметов ближайшего окружения , повторение собственных рисунков использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.
Специфические особенности воображения у детей с ОНР снижение мотивации в деятельности;снижение познавательных интересов;бедный запас общих сведений об окружающем мире;отсутствие целенаправленности в деятельности;несформированность операционных компонентов;сложность в создании воображаемой ситуации;недостаточную точность предметных образов -- представлений;непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Список литературы 1. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. ‑ М., 19852. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.‑М., 19873. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии - 1988, № 6 . 14. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007.5. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.6. Психология дошкольника. Хрестоматия сост. Урунтаева Г.А. - М - 1997. 7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. - М - 1997.
Спасибо за внимание!
Составили: Лимина Ольга Исакова Наталья Архангельск 2011г.