Развитие речи у детей дошкольного возраста. Рассказ 28.10.2010 МО г. Балашиха МДОУ №2 «Зеленый остравок»Мирина О.Ю. учитель - логопед
СХЕМА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Простая схемаДевочка рисует карандашами.У девочки есть карандаши.Девочке купили карандаши.Девочке подарили карандаши
Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: При пересказе, составлении рассказов по картинке и серии картин, в описательном и творческом рассказе;При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания.
основные виды моделей рассказа, : Цепная связь (предложение «сцепляются между собой, одно вытекает из другого)Параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);Лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков
Цепная структура рассказа:1. Рома пошел рыбачить на пруд. 2. В пруду Рома наловил иного разной рыбы. 3. Рыбу Рома сложил в ведро. 4. Ведро с рябой от отнес домой. 5. Дома мама сварила рыбный суп..
Лучевая структура рассказа:
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает в развитии: связанной речиассоциативного мышлениязрительной и слуховой памятизрительного и слухового вниманиявоображенияускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Мнемотаблицы потешек Две рукиКолобок
Мнемотехника (мнемотаблицы), коллаж с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение.объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка.
Этапы работы с мнемотаблицей: детям предлагают внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Педагог дает сжатую информацию по содержаниюОбсуждение, педагог задает вопросы и различные заданияРебенок самостоятельно составляет описательный рассказ.
Сказка «Три медведя»
Учимся одеваться по мнемотаблицеС помощью мнемотаблицы легко запомнить потешку «Водичка-водичка» Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Учимся одеваться по мнемотаблицеС помощью мнемотаблицы легко запомнить потешку «Водичка-водичка»
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».Спасибо за внимание.