Психология чтения Презентацию подготовиластудентка 5 курса 2 группыФомина Оксана Вячеславовна
Чтение – сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функцией зрительного анализатора.Основная задача чтения: понимание письменного сообщения.
Чтение(по Д.Б. Эльконину)
Области коры головного мозга, задействованные в процессе чтения заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы коры левого полушария.
Анализаторы, принимающие участие в организации акта чтения Зрительный Речедвигательный анализаторы Речеслуховой психофизиологическая основа процесса чтения
Соотношение процессов восприятия и понимания
Направления движений глаз во время чтения (регрессии)Восприятие слов читаемого, т. е. сам процесс чтения, происходит в момент фиксации, остановки глаза на строке. В процессе непосредственного движения глаз восприятия читаемого не происходит.
кораблекрушениепредзнаменование расп…распоряжение - расположение
Уровни процесса чтения Сенсомоторный Обеспечивает «технику» чтения – скорость восприятия и его точность.Звенья:а) звуко-буквенный анализ, б) удержание получаемой информации, в) смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, г) сличение, т.е. контроль возникающих гипотез с данным материалом. Семантический Ведет к пониманию значения и смысла информации
Смысловая догадка - это возможность читающего предвосхищать дальнейших ход мысли автора.Смысловая догадка в пределах:СловаФразыКонтекстаЭто событие займет особое … м место.
Модель развития навыка чтения (Marshet al. и Frith) а) логографическое чтение, б) альфабетическое чтение,в) ортографическое чтение.
Ступени формирования навыка чтения (по Т.Г. Егорову) 1) овладение звуко-буквенными обозначениями Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периода. Показатели успешного овладения звуко-буквенными обозначениями:а) Ребенок дифференцирует звуки речи, т. е. у него имеется четкий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикулярно. б) У ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. Ребенок умеет отвлекаться от второстепенных свойств звуков и выделяет фонему.
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: а)фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем), б)фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи), в)зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв), г)пространственных представлений, д)зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
2) послоговое чтение Единица чтения – слог.Имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово. Особенно часто повторяются при чтении длинные и трудные слова. Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого, не сливается с процессом восприятия, а следует за ним.Остается трудность синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по структуре слов, трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.
3) ступень становления синтетических приемов чтения является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтенияПростые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам.Значительную роль играет смысловая догадка.Ребенок часто заменяет слова, окончания слов, т. е. у него наблюдается угадывающее чтение.Происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок.Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста. Более зрелым является синтез слов в предложении. Темп чтения на этой ступени возрастает.
4) ступень синтетического чтения. Целостные приемы чтения: слова, группы слов. Процессы осмысливания содержания превалируют над процессами восприятия. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Темп чтения довольно быстрый.Понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.
Использованная литература: Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!