Речь как особое явление психики человека АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:ДУБРОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. ЯЗЫКсистема знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления.
Основные единицыЯЗЫК: ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВАРИ ГРАММАТИЧЕС-КИЙ СТРОЙ ФОНЕТИКА ЛЕКСИКО- ЛОГИЯ ГРАММАТИКА МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС
Физиологические основы речи РЕЧЕСЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧИ
Физиологические основы речи Центр Брока РЕЧЕДВИГА-ТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «центр» зрительных представлений слов Центр Вернике РЕЧЕСЛУХОВОЙ ЦЕНТР
ФУНКЦИИ РЕЧИ СИГНИФИКА-ТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ КОММУНИКА-ТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТРИ СТОРОНЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ВОЛЕИЗЪЯВИТЕЛЬНАЯ
КАЧЕСТВА РЕЧИ СОДЕР- ЖАТЕЛЬ-НОСТЬ характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего ПОНЯТ-НОСТЬ обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям ВЫРАЗИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом ДЕЙСТ-ВЕН-НОСТЬ определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей
ВИДЫ РЕЧИВНУТРЕН-НЯЯ РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕЙ МЫСЛИВНЕШНЯЯ РЕЧЬ АУДИРОВАНИЕЧТЕНИЕГОВОРЕНИЕ ПИСЬМОУСТНАЯ РЕЧЬПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Кинетическая (жестовая речь) * Kinesis – в переводе с греческого означает «движение»
Формы речиУстная речь имеет две формы Монологическая речь Диалогическая речь
I. Развитие речи: доречевой периодКрик: с рождения.Гуление: с 2 до 5-7 месяцев. Лепет: с 4 до 7,5 месяцев Первое слово: с 11-12 месяцев .
II. Развитие речи: речевой период1. Ранний возраст Речь ситуативная. Слово понимается в конкретной ситуации. Со временем оно выходит за рамки ситуации и начинает соотноситься с конкретным предметом или действием. Появляется интерес к речи взрослых, понимание речи качественно изменяется. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов Автономная речь – не похожа на речь взрослых, ситуативна, многозначна и неопределенна. Одно и то же «слово» используется по отношению к предметам, имеющим совершенно разные признаки. Одновременно с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении.
2. Дошкольный возраст Ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения. Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Ребенок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. Усваивается морфологическая система родного языка, ребенок овладевает сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов Развивается «языковое чутье» - интуитивное владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении Совершенствуется фонематический слух: к пяти годам ребенок способен различать все звуки родной речи. К пяти годам ребенок полностью овладевает произношением всех звуков родной речи.
Метаморфозы речи в дошкольный период От ситуативной речи К контекстной речии объяснительной речиЭгоцентрическая речь: речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому Интериоризация (сворачивание)Во внутреннюю речь
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ РЕЧИ Речь как средство общения:Коммуникативная функция Речь как средство планирования и регуляции собственного поведения:Планирующая и регулирующая функцияРечь как знаковая форма деятельности:Знаковая функцияРечь как средство экспрессии – выражения собственных эмоций:Экспрессивная функция
Итак, давайте подведем итоги: Чем различаются речь и язык?Какими структурными компонентами обладает речь?Какие два вида анализаторов составляют физиологическую основу речи?Помните ли вы функции речи?Как классифицированы виды речи?Назовите основные формы устной речи.Перечислите основные этапы развития речи в доречевой период.Что наиболее характерно для речи ребенка раннего возраста?Какие изменения происходят в дошкольный период?Какие функции речи интенсивно развиваются в дошкольном возрасте?
БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!