Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Понятие «связной речи» относят к монологической и диалогической речи.
В методике, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;название раздела работы по развитию речи
Связная Речь Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц .1.Состоит из реплик.2.Разговор двух или нескольких участников.3.Не нуждается в развертывании мысли.4.Разговорная лексика.5.Кратковременное обдумывание.6.Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивамиМонологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе.1.Логически последовательное высказывание.2.Выражает мысль одного человека.3.Полная формулировка и развернутость.4.Литературная лексика.5.Длительное и предварительное обдумывание.6.Стимулируется внутренними мотивами.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.В.П. Глухов выделяет следующие критерии связности: смысловые смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого, Л.И. Лосева, Т.А. Ладыженская выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
Связную речь можно разделить на компоненты: Ситуативная речь – грамматически малооформленная речь, ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает ( контекст заменяют жесты, мимика и интонация). Такая речь формируется на третьем году жизни. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Такая речь зачастую менее эммоциональна, в ней практически отсутствуют невербальные средства.Контекстной речью, помнению С.Л. Рубенштейна, ребенок овладевает под влиянием систематического обучения в дошкольном возрасте
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи, по мнению Т.Б. Филичевой, может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития. Г.В. Чиркина, изучая детей дошкольного возраста с ОНР, выделила четвертый уровень.
ОНРПервый уровень речевого развития характеризуется бедностью словарного запаса, речь cитуативна.Третий уровень -появлением развернутой обиходной речи. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи.Четвертый уровень -при составлении рассказа по серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Дети пользуются в основном простыми предложениямиВторой уровень речевого развития характеризуется появлением фразовой речи. Словарь разнообразен.
Обследование состояния связной речи детей с ОНРОбследование словарного запаса с помощью наглядного материала (применяют словарный минимум в объеме 250-300 слов по пособиям Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, и др.)Исследование связной речи с помощью серии заданий по картинкам (по терминологии Л.С. Цветковой)Наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности (выявляют умение дать краткий развернутый ответ, задавать вопросы, рассказывать о своих действиях)Изучение медико-педагогической документации, использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми
Обследование словарного запаса по Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста(серии картинок)
В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:
1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985) Ребенку, поочередно предлагают серию картинок (5-6 картинок-действий)
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?»
2. Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически Ребенку предлагают назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.Это задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста) Это задание позволяет выявить возможность детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистичные рассказы.Текст задания читается дважды; перед повторным прочтением дается установка на составление пересказа.
Тексты для пересказа 1. «Котенок».У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. 2. «Рыбалка».Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом – окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок (Н.Э. Радлов Книга без слов) Такое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания картинок с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. Затем ребенок составляет рассказ самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.
Также для обследования состояния связной речи дошкольников с ОНР можно использовать: Составление рассказа на основе личного опыта детей;Составление описательного рассказа;Продолжение рассказа по заданному началу;Составление рассказа на заданную тему;И т.д.
Система формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи
В.К. Воробьева выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.IV РАЗДЕЛ. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
ГА. Золотова указывает, что на этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи. На этапе формирования ориентировки в языковых средствах перед детьми ставится задача сравнить два нормативных образца связной речи, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.
Развитие навыка связного говорения (1этап) Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения могут быть использованы следующие приемы:Игры на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.2. Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Игры такого плана способствуют развитию прогностических умений, так необходимых для развития навыков связной речи. 3. Игры на развитие замысла, побуждающие детей с тяжелыми нарушениями речи к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением. 4. Игры в «семантические абсурды» (небылицы)5. Ассоциативные словесные игры, такие игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. 6. Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п.
Знакомство с правилами строения рассказа (II этап) Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ. Этот прием и был выбран в качестве ведущего в процессе формирования представлений о правилах (т.е. закономерностях) смысловой и синтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный Рассказ. На этом этапе ставится задача формирования у детей не только представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному протеканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.
Формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) На этом этапе используются рассказы, состоящие из простых предложений, причем их минимальная степень распространенности обеспечивает возможность выделения тех элементов содержания, за счет которых и осуществляется их смысловая связь. Поэтому предварительная адаптация текстов должна заключаться в упрощении структуры предложений, в замене местоимений и синонимов соответствующими существительными. Предпочтительно, чтобы тексты, подобранные для первых занятий, посвященных знакомству с правилами строения рассказа, включали в себя минимальное количество предлогов. Наличие предлога в начальной позиции предложения переакцентирует внимание ребенка на изменение грамматических отношений в нем, и тогда основная задача переместится на второй план.Вначале по данной предметно-подстановочной схеме В.К. Воробьева предлагает организовывать внешние развернутые действия детей по обследованию смысловой структуры конкретного рассказа и выявлению его предметной организации. На основе составленного предметно-графического плана дети учатся находить те элементы, которые выполняют роль смысловых связок между предложениями.
Тип логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи Структура логопедического занятия :I этап. Организационный.II этап. Чтение логопедом рассказа.Логопед предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком! или о чем!) сообщается в нем( рассказ «Лакомка»):Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед.Запах меда шел из малинника.В малиннике стоял улей.Улей охраняли пчелы.Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.Теперь Мурка близко не подходит к меду.
III этап. Сенсорно-словарная работа .После прочтения рассказа детям предлагается из предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе. IV этап занятия. Знакомство детей с предметно-графическим планом.На этом этапе логопедического занятия детям предлагается «записать» рассказ на предложенной странице. Предъявляя графическую схему, необходимо объяснить значение всех ее элементов: «первый квадрат — это первое слово, далее стрелка — это тоже слово, второй квадрат — это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе — их шесть». V этап занятия. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.На этом этапе логопед должен таким образом построить работу, чтобы дети сами нашли правило смысловой связи предложений. Чтобы сосредоточить внимание детей на стыке двух предложений, целесообразно закрыть экраном все предложения, кроме первых двух. Анализируя предметную канву начальных предложений, они замечают, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане это фиксируется двумя одинаковыми картинками.Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ.
VI этап занятия. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые предметные картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определенную цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений.В заключение этой части занятия закрепляем первый опыт детей по установлению правил смысловой дружбы предложений в целый рассказ через сравнение с процессом изготовления елочной гирлянды.Логопед: «Помните, дети, как мы с вами делали, гирлянду на новогоднюю елку? Покажите пальчиками, как вы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ. VII этап занятия. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.Этот этап является результирующим, его цель заключается в том, чтобы показать детям «правоту» проведенного анализа.
Работа по усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной организации включает не только формирование действий по установлению повторяемости предметных компонентов двух соседних предложений. Очень важно сформировать и действия по преобразованию последовательного ряда высказываний, основными из которых являются действия замены денотатов, разрушающие предметную повторяемость, и действия изъятия и перестановки отдельных горизонтальных элементов в графической программе.
Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи В качестве регулятора процесса связного говорения в учебную практику вводятся ориентировочные карточки, на которых записан порядок действий по построению связного сообщения различной смысловой структуры, содержание которых дошкольники вспоминают совместно с логопедом перед заданием, а школьники прочитывают пункты ориентировочной карточки.Ориентировочная карточка № 1 План рассказа о событии1. Какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту страничку?2. Подумай (посмотри), о ком (или о чем) нужно рассказать.3. Посчитай, сколько в твоем рассказе получится предложений.Ориентировочная карточка № 2 План рассказа о событии1. «Нарисуй» (представь себе) предмет, о котором собираешься рассказать.2. Какие признаки предмета ты увидел?3. «Потрогай» предмет, каков он?4. К каким предметам его можно отнести?5. Зачем нам этот предмет нужен?
Задание № 1: Придумайте рассказ к этой страничке. Рассказ должен называться: «Как птицы помогают саду». Посмотрите, все предложения в рассказе дружат между собой (схема 19).В этом случае дети вводились в типичную познавательную ситуацию и были подготовлены к составлению простых по содержанию рассказов:Весной ребята построили скворечник.Скворечник повесили на дерево.Вскоре на дереве поселились скворцы.Скворцы облюбовали наш сад.В саду они собирали жучков и гусениц.Ведь жучки и гусеницы вредят листве деревьев.Такого характера упражнения целесообразно предлагать детям старшего дошкольного возраста.
Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения Задачей данного раздела является обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей. Эта задача ориентирована на младших школьников.