Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог:Приловская Ирина Александровна
Начальный этап Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками.Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные Беседа – диалог на определённую тему.По содержанию рассказаПо картине
Основной этап Формирование монологической речи:ПовествованиеОписаниеРассуждение
Направления работы по формированию монологической речи Обучение пересказуОбучение составлению рассказовпо картинепо предложенному сюжетупо теме- по данному началу
Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текстаДоступность содержания для данного возрастаЧёткость композицииПростота сюжета (одна сюжетная линия)Доступность языкаНравственность содержанияХудожественность текста
Значение пересказа в формировании монологической речи Качественное и количественное обогащение словаряУпотребление обобщений в активной речи.Формирование грамматического строяУсвоение структуры связных высказыванийРазвитие способности к речевому самоконтролюУсвоение художественных приёмов и средств.Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления.Закрепление правильного произношения.
Содержание подготовительной работы Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и его содержанием(логопед)Рассматривание книг, картин, иллюстрацийНаблюдение в природе, в жизниРисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию пересказаЛексико-грамматические упражненияна материале пересказаМатериальное обеспечениеЗаучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.
Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказВторое чтение текста с установкой на запоминаниеБеседа по содержанию (вопросы заранее продумываются)Работа над текстомРассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательностиВыделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений)Третье чтение произведения(расставление смысловых акцентов, , деление текста на части)Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии)Пересказ.
Формы оформления плана пересказа Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста.Вопросительный план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказПовествовательный план –простые повествовательные предложенияНазывной план – односоставные назывные предложенияПересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)
Виды зрительных опор для пересказа ИллюстрацииСюжетные серииНабор предметных картинок к текстуСимволы и пиктограммы
Виды вербальных опор Деформированный текстПодсказка первой фразыОпорные словаОпорные фразы
Виды пересказа Коллективный с с обсуждением вариантов фразВыборочный –пересказ фрагментовПо цепочкеС элементами драматизацииС изменением повествующего лица
По характеру литературного жанра рассказы бывают ОписательныеПовествовательныеРассуждения (в дошкольном возрасте не используются)
Рассказы по восприятию Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинокПовествовательные рассказы по сюжетной картинеОписательные рассказы по предметной картинке или предметуРассказы по представлениюРассказы по воображению
Рассказы по представлению Носят произвольный характерИмеют менее чёткую композициюЗависят от объёма знаний ребёнкаТемы взяты из жизни детей
Рассказы по воображению Требуют развития воображенияТребуют образного мышленияТребуют моделирования сюжета и композицииМогут различаться по степени сложности: -придумывание конца рассказа- составление рассказа по аналогии- составление рассказа по готовому сюжету- составление рассказа на заданную тему
Речевые тренинги Лексические упражнения-подбор признаков и действий к предметам- подбор синонимов и антонимов- подбор родственных словГрамматические упражнения- формо- и словообразование- восстановление деформированных фраз-составление предложенийПостоянный фонематический контрольСовершенствование диалогической речи- упражнения в ответах и вопросы различной сложности
Структура занятия Подготовительная работаБеседа, проблемные вопросыРассматривание картинкиСоставление плана описанийСоставление описания по плануПовторение рассказа (по цепочке, фрагментарно).