Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Грабарь Игорь Эммануилович(1871-1960)
Опять незримые усилья,Опять невидимые крыльяПриносят северу тепло;Все ярче, ярче дни за днями,Уж солнце черными кругамиВ лесу деревья обвело. А.А.Фет
Цель урока: ввести понятие «пейзаж»;повторить типы речи, признаки описания;обогатить словарный запас учащихся;формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для описания картины;работать над орфографическими и речевыми нормами;закрепить правописание окончаний прилагательных, показать, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной.
Пейзаж – изображение природы
Художники-пейзажисты: Март Березовая роща Весна - большая вода И.И. Левитан
Художники-пейзажисты: Лесная заводь Сосновый бор Сосны, освещенные солнцем И.И. Шишкин
Художники-пейзажисты: Золотая осень Заросший пруд В.Д. Поленов
И.Э. Грабарь Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
Мартовский снег Февральская лазурь Зимний пейзаж
Февральская лазурь КомпозицияОтбор деталейСочетание красокИдея
Предметы изображения: небоснегбереза вверхуна горизонтена солнцев тенистволветви
Беседа по картине Какое настроение отличает картину?Каким показано на ней небо?Каким изображен на картине снег? Одинаков ли он на солнце и в тени? Удалось ли художнику изобразить февральский снег?На переднем плане картины – береза, удивившая художника февральским утром. Опишите, какие оттенки цвета использует он, когда изображает ствол березы, ветви.
Опорные слова, передающие цвета и линии: лазоревый, синий, бездонный;перламутровый, голубой, синий;искриться, блестеть, сиять, сверкать;жемчужный, белоснежный, коралловый
Лексические и текстовые синонимы: художник, живописец, пейзажист, певец русской природы;изобразил, написал, создал картину;картина, произведение живописи, пейзаж, полотно, репродукция;берёзы, русские красавицы, символ русских лесов
Высказывание художника И.Э. Грабаря В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу… Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывающегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликивания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба…
"Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба".
Домашнее задание Используя материал урока, напишите сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Использованная литература: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003 г.Кузин В.С., Куйбышева Э.И. Изобразительное искусство: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995 г.http://www.artsait.ru/art/g/grabar/main.htm