Урок развития речиТЕКСТ Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.БелгородаЗахаровой Л.Н.
Цель урока ЗНАТЬ:Основные признаки понятия ТЕКСТФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ: строить текстотличать текст от отдельных предложенийсравнивать тексты по теме и основной мысли высказывания
Сравните записи За одну ночь все в природе изменилось. Ученик объяснил решение задачи у доски. Холодный северный ветер в старину называли бореем.Поздняя осень. Выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поседел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба еще держатся багряные листья.
Вопросы к заданию Можно ли первую запись назвать текстом? Почему?А вторую запись? Почему? Докажите, что перед вами текст. Определите о чем он?Сделайте вывод о том, что такое текст. Сравните свое определение по учебнику.Объясните правописание выделенных орфограмм в тексте.
Работа с учебником Прочитать материал упр. 64Почему его нельзя назвать текстом?Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Что для этого нужно сделать?Составьте текст (устно).
Способы связи предложений в тексте Существует ряд способов соединения предложений в тесте. Найдите эти средства связи в тексте упр. 65.
Сравните тексты Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хорошо! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце. (По Г.Скребицкому)Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников. (По Н.Осипову)
В чем отличие текстов по содержанию? Отличаются ли они темой высказывания? Тема – это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем.Назовите средства связи предложений в тексте.
Домашнее задание Упражнение 66 на с. 26Подготовиться к изложению по тексту упражненияПодобрать синонимы к словам идти, смотреть, бегать, прятаться