Формирование оптико-пространственного гнозиса на логопедических занятияхМетодические рекомендации для учителей начальной школы.Автор-составитель: Ерохина Виктория Николаевна, учитель-логопед МОУ «Лицей» г. Лесосибирска.
Восприятие – это результат деятельности анализаторов, формирование целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.Гнозис – «сокровенное», внутреннее Знание, вся исконная мудрость, учение, познание.
Виды зрительно-пространственного гнозиса и локализация Предметный (височно-затылочные области; м.б. локализован в одном полушарии, т.к. симметричные зоны специализированы одинаково).Симультанный (правая затылочная область или двусторонние затылочные области).Оптико-пространственный (верхне-теменные + теменно-затылочные отделы или ЛП, или ПП поля 18,19).Зрительное узнавание (задневисочные отделы ЛП).
Виды пространственной ориентировки Пространственные представления о собственном теле:-ощущение от проприоцептивных рецепторов (напряжение-расслабление)-ощущения, идущие от внутреннего мира тела (голод, сытость)- ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством (тактильное)-ощущение от взаимодействия со взрослымВзаимоотношение внешних объектов и тела:-топологические представления (местонахождение предмета)-координатные представления-метрические представления (о дальности-близости)-взаимоотношения в пространстве между 2-мя и более предметами Вербализация пространственных представлений:В онтогенезе очерёдность появления слов: «верх», «низ», «близко», «далеко»;«в», «под», «над», «за», «перед».Лингвистические представления (пространство языка):
Периоды формирования зрительно-пространственных представлений Младенчество Восприятие собственного тела (ощущение напряжения-расслабления мышц)Возрастной период 3-4 летСозревает телесная схема (складывается представление о правом и левом)Возрастной период 4-6 летЗавершается процесс формирования различения правой и левой частей тела, но ещё низкий уровень овладения глазомерными действиями.Младшие школьники 6-7 летСитуативность восприятия (опредмечивание геометрических форм; в привычном виде узнают, в изменённом – нет)Возрастной период 7-11 летУстановление первых связей пространства, времени, количества (синтез-анализ-синтез)
Последствия нарушения зрительно-пространственного гнозиса АгнозияДислексия:латеральная (не узнаёт изолированные буквы)симультанная (не узнаёт буквы в слове)АлексияДисграфия
Особенности нарушения восприятия у детей с ОНР и дизартрией При ОНР: недостаток гностических функций; лучше сформирована ориентировка в схеме тела, плохо – ориентировка на плоскости и поворот на 180 градусов.При дизартрии:нарушение пространственных представлений вследствие нарушений в двигательной сфере.
Задачи начального периода обучения Научить осознанному анализу графических изображений.Научить вычленению составляющих элементов.Научить соотнесению их друг с другом.Научить синтезу графического образа.Научить определять на глаз размер и расстояние.Научить сравнивать предметы по величине, высоте, расположению в пространстве
Влияние ведущего полушария и глаза на успешность зрительного восприятия Очень хорошо – ПП + левый глаз (успешнее воспринимают дети с перекрёстным латеральным профилем)Правый глаз считывает строчкуОчень плохо – ПП + правый глаз(дети с односторонним латеральным профилем испытывают наибольшие трудности)Левый глаз считывает строчку
Условия успешного обучения Трёхмерное пространство, трёхмерное визуальное восприятие.Движение – перевод зрительных образов букв в двигательные.Тщательная отработка направления движущейся руки (ученик может различать буквы зрительно, но не распознавать их двигательно).Систематические глазодвигательные упражнения для расширения зрительного поля
Содержание коррекционной работы 1 этап. -Развитие собственно пространственных представлений (соматогнозис): «выше всего», «ниже всего», «выше, чем», « ниже, чем».-Развитие квазипространственных представлений.-Формирование серийной организации движений.-Ориентировка на плоскости.-Введение предлогов, обозначающих взаиморасположение частей тела: «над», «под», «между».-Отработка-анализ расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к телу ( по вертикальной оси).2 этап.-Формирование представлений о собственном теле, объектах по отношению к телу (по горизонтальной оси): «впереди», «сзади». Итог: нельзя описать словами «выше, «ниже», «над», «под», если тело в горизонтальной плоскости).-Переход к объектам: «ближе к…», «дальше от…» (отсчёт от своего тела).-Упражнения по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации в пространстве, включая и собственное тело, переносу понятий «выше», «ниже» в рабочую плоскость стола, парты.3 этап.Анализ взаиморасположения объектов в пространстве («слева», «справа», «левее», «правее». Маркировать руку ребёнка часами, браслетом.-Введение слов «Слева от», «справа от», «левее, чем», «правее, чем» + постоянное повторение уже усвоенных 2выше», «ниже», «под», «перед», «дальше», «ближе».-Развитие квазипространственных и лингвистических представлений: время суток, Времена года, дни недели, месяцы в году (что было «до», «после», «между»).4 этап.Формирование серийной организации движений на уровне крупной, средней и мелкой моторики рук (плавное переключение). Последовательность движений:-по показу и речевой инструкции,-по показу,-по речевой инструкции,-по графическим схемам,-переключение на другую последовательность.-Ориентировка на плоскости: геометрический дикт-т, лабиринты, Орнаменты обычные и по клеточкам.
Виды глазодвигательных упражнений Движение глаз по 4-м основным линиям, потом по диагоналям.Совмещение движений глаз с дыханием (на фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, удерживая их в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Выполнять с легко прикушенным языком).Совмещение движений глаз с дыханием и движениями рук (Руки на коленях, попеременно ударять правой рукой по правому колену, левой – по левому. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноимённую сторону, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжаты).Однонаправленные движения языка и глаз (Язык вправо, глаза вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза; то же в другую сторону).Реципрокные движения («Лезгинка», «Мельница», «Перекрёстное марширование).Работа с таблицами Шульте.
Задания, развивающие предметный гнозис Соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, дыня – овал, полукруг – месяц).Уточнение представлений о форме, величине, цвете.Называние контурных изображений предметов.Называние перечёркнутых контурных изображений.Называние контурных изображений, наложенных друг на друга.Рисование контура предмета по точкам.Нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения.Нахождение различий в изображении.Узнавание предмета по контурному изображению и деталям.Развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и найди».)
Развитие пространственных представлений Многократные упражнения в ориентации «правое- левое»: определение схемы собственного тела, схемы тела, стоящего напротив, выбранного предмета относительно соседних. (Сначала отрабатывать речевое обозначение правой руки, ПОТОМ ЛЕВОЙ; ПРЕДМЕТОВ СБОКУ ОТ РУКИ С ДВИЖЕНИЯМИ ГЛАЗ В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СТОРОНУ).Задания: Закрась правую руку на картинке.Заштрихуй изображение левой ступни.Дорисуй недостающую половинку.Закрась у щенка правое ухо жёлтым цветом, левый глаз – синим, левую переднюю лапу – серым, а правую заднюю ногу – чёрным.Раскрась рыбок, плывущих налево, красным, направо – зелёным.Кто куда идёт?Кто куда спрятался? (Отрабатываем понятие о предлогах).Где котик?Кто за кем стоит?Что где находится?Начерти стрелочками по инструкции план местности.Сложи из палочек фигуру (по образцу, по памяти).Конструирование макетов по словесной инструкции.Лабиринты.Определение отношений направлений и расстояний между предметами.Вариации вопросов (Покажи ручкой карандаш. Покажи карандаш ручкой. Ручкой карандаш покажи. карандаш ручкой Покажи.), развивающие гибкость.Работа с пространственными предлогами с использованием их схематичного изображения. Антонимия, многочисленность вариантов.
Развитие буквенного гнозиса. - Обвести контуры букв.- Определить буквы, расположенные неправильно.- Найти букву в буквенном ряду.- Назвать (написать) перечёркнутые буквы, наложенные друг на друга.- Добавить недостающий элемент.- Соотнести буквы рукописного и печатного образца.- Складывание печатных букв из отдельных элементов.- Вылепить из пластилина, долепить недостающий элемент.- Прописывание изученной буквы пальцем на столе, по контуру из наждачной бумаги с закрытыми глазами, в воздухе: носом, ухом, ногой, плечом.- Определение изученных букв наощупь- Узнавание буквы, прописанной на ладони, спине, щеке.- Реконструкция: из нескольких букв составить одну, взяв необходимые детали.- Нахождение сходства и различий в предложенных буквах.- Нахождение слов, начинающихся на одну и ту же букву: (н)ога – (п)огода, (н)ос – (п)ар- Осознание акустического образа звуков с акцентом на артикуляционные ощущения: б- бубнит, в – воет, ж- жужжит, м- мычит.- Осознание зрительного образа буквы:Ж- жук, о – бублик.Диктанты названий, близких младшеклассикам.- Чтение слоговых таблиц.- При чтении по слогам выделять ударный слог жирным шрифтом.- Использовать рамку с вырезом при частой потере строки.- Многократное чтение 2-3-х строк с убыстрением и отстукиванием карандашом в ведущей руке.
Развитие оптико-пространственных дифференцировок Подчеркни буквосочетания, написанные до черты.Упражнения для развития свободных движений руки.Составление слов из перепутавшихся букв.Показать и назвать все красные и чёрные цифры (буквы).Показать и назвать по возрастающему порядку отдельно красные и чёрные цифры.Назвать поочерёдно все красные чётные и нечётные цифры.Назвать все красные цифры в прямом порядке, а чёрные в обратном.
Научно-методическая литература 1. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004.2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов – М.: АСТ, 2005.3. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка.-М.: Эксмо, 2004.4. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи, 2006.5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод-е пособие для учителя-логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.-М.-2000.7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека.-М.:МГУ, 1969.8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб.: Изд-во «Союз», 2004.9 .Прищепова И. В. Логопедич-я работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР: Автореферат дисс-я.10. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтенияи письма: пособие для логопедов, учителей, психологов. М.: АРКТИ, 2005.11. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. Сфера. 2003.12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.: практ. пос.М.: Айрис-пресс,200513. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии.М, 198914. Формирование оптико-пространственных представлений на усвоение ребёнком письменной речи. Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии. Желтов О. М. Дипломная работа, 2007.15. Федосова Н. А. Обуч-е письму леворуких детей// начальная школа. 1987,№12. 16. Цветкова Л. С. Нейропсихология счёта, письма, чтения: нарушение и восстановление. М.-Воронеж,2000.