Развитие восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР на логопедических занятиях
Описательная речь имеет параллельную структуру, когда мысль каждого нового пред-ложения не вытекает из мысли предыдущего предложения, а существует как бы самосто-ятельно, подчиняясь только общей теме – рассказу о качествах и свойствах предмета. Отсюда все мысли в таком рассказе являются равноценными (рядоположенными). Поэтому структура такого текста и носит название па-раллельной.В.К. Воробьева
Цель исследования. Составить и апробировать комплекс логопедических занятий и игр, направленных на развитие восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза исследования. Применение предложенного комплекса логопедических занятий и игр будет способствовать оптимизации процесса развития восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования: Проанализировать литературу по данной проблеме исследования. Определить особенности описательной речи дошкольников пятого года жизни с ОНР.Составить комплекс логопедических занятий, направленных на развитие восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Констатирующий эксперимент (11 сентября – 6 октября 2006 г.)Сравнительный анализ описательных рассказов экспериментальная группа контрольная группа
Специфические особенности описательной речи дошкольников средней группы с ОНР: ограниченность словарного запаса; отсутствие самостоятельности в составлении рассказов; нарушение связности и последовательности рассказа;нарушение логической последовательности изложения;заметная фрагментарность изложения, недостатки в грамматическом оформлении предложений;смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии.
Поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов (на основе методик В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко) Подготовительные упражнения к описанию предметов.Описание предметов по основным признакам.Самостоятельное развернутое описание предмета.Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания.
Формирующий эксперимент(с 11 октября по 7 декабря 2006 г.) Анализ результатов формирующего эксперимента. Рассказы достаточно информативны, отличаются логической завершенностью.В рассказах отражена большая часть основных свойств и качеств предмета.Отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.Единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков.
Сравнительный анализ описательных рассказов Результаты контрольного эксперимента экспериментальная группа контрольная группа