Тема районного методического объединения учителей-логопедов: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Дети с ОНР, в особенности если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении
По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе
Нару
Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях
Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используется следующие
Основная форма работы -логопедические занятия
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей
Предложно-падежные конструкции обозначают:
Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
Сложные предлоги
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение и необходимо придерживаться следующих этапов: Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов. Дифференциация предлогов в устной речи детей. Формирование звуковых грамматических обобщений. Осознание словесного состава предложения.
Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Уточняется его конкретное значение
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы
Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях (падежных окончаний)
Дифференциация предлогов в устной речи детей
При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:
Игра: «Где находится предмет» Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.
Игра: «Составь схему предложения». Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом.
Игра “Правильно подними карточку”. Логопед называет словосочетания с предлогами . Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
Игра: «Добавь маленькое слово». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
Перфокарта «Добавь «маленькое слово». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
Игра: «Волшебный круг». Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных маленьких слов с опорой на предметную или сюжетную картинки.
Игра: «Маленькие слова». Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке. научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
Сказка : «Теремок» Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок».
Подготовили: учитель-логопед Мингулина М.П. учитель-логопед Толкачева О.В.
Спасибо за внимание !