« У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать» И.В. Гете
Позитивные тенденции интеграции России в мировое сообщество, направленные на демократизацию в различных сферах общественной жизни, признание приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека. Согласно ФГОС востребован выпускник, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Отсутствие правовой грамотности ставит под сомнение реализацию таких базовых ценностей и принципов жизни общества как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Рост правонарушений и преступности в обществе, рост неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении, также является основанием для усиления работы по формированию правовой грамотности, законопослушного поведения обучающихся.
Цель: сформировать у подрастающего поколения правовую грамотность как важнейшую социальную ценность. Задачи: формирование у обучающихся устойчивого отношения к закону и преодоление правового нигилизма; повышение уровня правовой культуры обучающихся, включая уровень осведомленности и юридической грамотности; создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; сформировать у обучающихся необходимость добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Труды Макаренко А.С. Метод дискуссии Метод примера Метод создания воспитывающих ситуаций Метод дебатов Метод анализа исторических документов Метод использования видеофрагментов Методы используемые мной на уроках истории Метод дискуссии Метод анализа исторических документов Метод использования видеофрагментов
Использование различных методов, средств, форм работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности для формирования правовой грамотности учащихся. Уроки истории и обществознания
Метод дискуссии Результат: данный метод создает благоприятные условия для проявления индивидуальности учащихся, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.. Каждый принимает участие, приводит собственную аргументацию, выслушивает чужую точку зрения, пытается ее опровергнуть. В конце дискуссии делается вывод о том, что лишать человека его естественного права на жизнь нельзя. Урок обществознания «Правонарушение и виды юридической ответственности» 9 класс Дискуссия « Причины правонарушений»
Метод использования видеофрагментов Результат: данный метод дает возможность наглядно воспроизвести и погрузиться в рассматриваемую тему на этапе урока изучения нового материала, что способствует формированию сопричастности у учащихся. «Столетняя война» 6 класс Видеофрагмент «Суд над Жанной д’Арк»
Реализация программы внеурочной деятельности «Знаю ли я свои права» Результат: Учащиеся знакомятся с правами человека, учатся уважать законы, сохраняющие накопленные веками ценности добра и справедливости, защищать права и интересы каждого. Обучающиеся должны знать, что почти каждый наш поступок так или иначе обусловлен и связан с правовой грамотностью.
Учебная деятельность (уроки истории и обществознания) Внеурочная деятельность (Программа «Знаю ли я свои права») учащиеся 5 – 9 классов Целенаправленная и систематическая работа по формированию правовой грамотности обучающихся
Результаты анкетирования в 5 «В» классе по результатам прохождения программы внеурочной деятельности «Знаю ли я свои права» (май 2016г.)
Качество знаний обучающихся по предмету история
Таким образом, данные методы (дискуссии и видеофрагментов) на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности позволяют: сформировать у подрастающего поколения правовую грамотность сформировать у обучающихся необходимость добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм
«Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.) Герасимов С.И. О реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: проблемы и содержание / С.И. Герасимов // Проблемы формирования правосознания и правовой культуры современного российского общества : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.И. Герасимова. - М. : Рос. правовая акад. Минюста России, 2012. Головин С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования// www. rsvpu. ru Дугин А. Обществознание для граждан Новой России, М., Евразийское движение, 2007 Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание// сост. В.Ю. Розка. – Волгоград: Учитель, 2007 Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В. Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007
ЛИТЕРАТУРА www.festival.1september.ru – Правовое образование и воспитание учащихся. www.pcpi.ru – создание условий для гражданско-правового воспитания учащихся. www.referat.mpgu.edu.ru – Формирование правовых знаний старшеклассников на уроках истории отечества и обществознания. www.ug.ru – Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся. www.websib.ru – к вопросу о правовом образовании и воспитании учащихся.