Познавательная деятельность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Э. Сеген (1903)
Особенности ВНД умственно отсталого дошкольника проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Слабая любознательность. Нарушение восприятия и внимания к любой информации. Неспособность к воспроизведению информации (несформированная логика). Отсутствие критичности и неадекватность эмоций. Несформированность всех сторон речи. Трудности в восприятии пространства и времени
Патологическая инертность нервных и психических процессов; Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; Снижение мотивации деятельности; Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления; Нарушение критичности мышления; Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности; Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; Низкая точность и прочность запоминания; Непреднамеренность запоминания; Нарушения речи; Низкая целенаправленность деятельности
ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации. Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно. Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного. F70 F72 F71 F73
ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ F70 F71 F72 F73 Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована. Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает. Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти. Внимание и память не развиты.
МЫШЛЕНИЕ F70 F71 F73 F72 Ограничена способность к абстрактному мышлению Относительная сохранность наглядно-образного мышления Отсутствует обобщение Непонимание скрытого смысла Механическое заучивание Хаотично Бессистемно Отсутствие смысловых связей Отсутствие элементарных процессов мышления
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ О РАЗДЕЛЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». • Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)
Итак, содержание познавательного развития детей предполагает: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Формирование первичных представлений о себе, других людях.
Формирование представлений о форме, цвете, размере.
Формирование предметных действий
Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать. Приманите нас такими как есть!!!