Педагогический совет « Содержание воспитания в современных условиях. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в рамках внедрения ФГОС ООО в современной школе. Внеурочная деятельность учащихся».
«Воспитание гражданина – один из главных результатов любой системы образования» Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов
Национальный воспитательный идеал средние века: XVIII век: Советский период: Защитник православия человек государственный всесторонне развитая и Святой Руси слуга царю и Отечеству подчиняющая свою жизнь партии и народу личность Современность: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
«Портрет выпускника основной школы» ФГОС Наш портрет выпускника основной школы любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции Любящий свой город, свою школу, знающий свои традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества Толерантный, проявляющий инициативу активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества Умеющий трудиться умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике Способный к самоанализу социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Активный проводник здорового образа жизни уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека Знающий свои профессиональные склонности
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы предусматривается Концепция духовно-нравственного воспитания школьников
Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации ФГОС Цель:
Определение основных направлений и ценностных основ в воспитании в рамках ФГОС. Изучение структуры Примерной программы воспитания и социализации обучающихся, Концепции духовно-нравственного воспитания школьников. Задачи:
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
п. 13. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Направления внеурочной деятельности
Духовно-нравственное Спортивно-оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Направления и формы внеурочной деятельности МКОУ «Поворинская ООШ» Социальное
Духовно-нравственное направление «Русское слово», «Православие» 2 часа в неделю Виды деятельности Подготовка и проведение праздников посещение театров Участие в конкурсах, презентациях, выполнение проектов Знакомство с историческими и культурными центрами города и страны (экскурсии) Уровень результатов: приобретение социальных знаний
Спортивно-оздоровительное ОФП, «Юные друзья дорожного движения» 2 часа в неделю Виды деятельности Спортивные соревнования, подвижные игры Совместные спортивные праздники с родителями Туристические походы и спортивные эстафеты Уровень результатов: приобретение социальных знаний(4класс), приобретение социального опыта(5-9 классы)
Общекультурное направление «Акварелька», «Мягкая игрушка», «Город мастеров» 4 часа в неделю Виды деятельности Игры на сотрудничество ролевые игры, Мини-спектакли, музыкальные гостиные Конкурсы, викторины Уровень результатов: приобретение социальных знаний
Общеинтеллектуальное направление «Математическая шкатулка», «Я - исследователь», «Компьютерная грамотность», «Планета Здоровья», «Аленький цветочек», «Прекрасное рядом» 8 часов в неделю Виды деятельности Эксперименты, наблюдения Групповая работа, деловая игра, игра-импровизация Конкурсы, конференции, круглые столы, презентации Уровень результатов: приобретение социальных знаний, социального опыта
Социальное «Я – пятиклассник» 1 час в неделю Виды деятельности Эксперименты, наблюдения Групповая работа, деловая игра, игра-импровизация Конкурсы, конференции, круглые столы, презентации Уровень результатов: приобретение социальных знаний, социального опыта
Внеурочная деятельность организуется в таких формах: кружки, краеведческая работа, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Формы внеурочной деятельности
Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность: Учебный план ОУ Дополнительное образование ОУ Дополнительное образования (культура, ЦВР, ДЮСШ, ДШИ) Классное руководство Инновационная деятельность
Проблемы организации внеурочной деятельности: 1. «Перегрузка» обучающихся часами внеурочной занятости: 2. Занятие с целым классом ( зависимость оплаты часов ВД от количества детей в группе) 3.Недостаток специально оборудованных помещений 4. Нерентабельность привлечения педагогов ДОУ
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии: с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
СИСТЕМА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ Нация Национальное государство Национальное самосознание (идентичность) Формирование национальной идентичности Патриотизм Гражданское общество Многообразие культур и народов Межэтнический мир и согласие Социализация Развитие Воспитание Национальный воспитательный идеал Базовые национальные ценности Духовно-нравственное развитие личности Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России
ЛЮБОВЬ К РОССИИ, К СВОЕМУ НАРОДУ, К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ, СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ ПАТРИОТИЗМ
СВОБОДА ЛИЧНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ, ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ, ИНСТИТУТАМ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖ-ДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ДОСТОИНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ДОЛГ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ, СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ, СЕМЬЁЙ, ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК, МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ МИР, СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ. Гражданственность
ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, ДОСТАТОК, УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, ЗАБОТА О СТАРШИХ И МЛАДШИХ, ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА Семья
УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ, ТВОРЧЕСТВО И СОЗИДАНИЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, БЕРЕЖЛИВОСТЬ Труд и творчество
ЦЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ, НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Наука
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕРЕ, ДУХОВНОСТИ, РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ЦЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Приобщение к духовным ценностям религии поможет юному поколению наиболее полно познать историю Отечества, культуру, традиции, и обычаи народов, испокон веков населяющих нашу Родину по имени Россия.
КРАСОТА, ГАРМОНИЯ, ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА, НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, СМЫСЛ В ЖИЗНИ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Искусство и литература
ЖИЗНЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, ЗАПОВЕДНАЯ ПРИРОДА, ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ Природа
МИР ВО ВСЁМ МИРЕ, МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И НАРОДОВ, ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Человечество
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
1. НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА; 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО; 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ; 4. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ; 5. СОЦИАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Условия духовно-нравственного развития учащихся 1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения. 2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника. 3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. 4. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». В.А.Сухомлинский
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»; иными нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регулирующими деятельность в сфере образования. Федеральные и региональные законы, определяющие приоритетные направления и содержание воспитательной деятельности
Выделяют 4 роли классного руководителя: воспитатель; организатор; координатор; диагност.
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Януш Корчак
Литература: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Духовно-нравственное воспитание российских школьников» О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в вопросах и ответах (Источник: Журнал «Вестник образования», № 10, май 2011 г. ) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" (методические рекомендации) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). Дата первой официальной публикации: 17 февраля 2011 г. (Опубликовано: на сайте "Российской Газеты") Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Гигиенические требования к реализации ФГОС ООО Особенности введения ФГОС ООО