Ожидаемые результаты освоения образовательной программы
Программа «Преемственность»- это личностно-ориентированная модель системы подготовки к школе Эта модель может быть реализована: В дошкольных образовательных учреждениях В семье В мини- садах В группах кратковременного пребывания В образовательных учреждениях типа «начальная школа – детский сад
Комплект пособий для подготовки к школе «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой
Основные положения программы Подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования
Цель программы предшкольной подготовки: • выявление уровня подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе; • педагогическая помощь в подготовке будущих первоклассников к систематическому обучению к школе; • рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе.
Задачи: - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития; - укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться; - формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Организационный 1. Создание информационного банка данных о детях 6-7 лет, не охваченных дошкольным образованием; 2.Составление программ и планов работы образовательного учреждения по реализации программы предшкольного обучения; 3.Сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей, об уровне их физического развития.
Методический 1. Внедрение новых форм педагогической учебы (совместные заседания МО, встречи за «круглым столом», мастерские для педагогов и учителей начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планом). 2. Отработка методов и форм работы с детьми по подготовке к школе в условиях дополнительного образовательного учреждения. 3. Изучение и анализ дополнительных образовательных пограмм и программ начальной школы, нормативных документов по подготовке детей к школе. 4. Взаимопосещение. 5. Проведение работы в виде совместных учебно-тренировочных занятий родителей и детей. 6. Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу, участие в праздниках детей из микрорайона, не посещающих детский сад. 7. Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умении занять себя найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.
Психодиагностический и коррекционно-развивающий 1. Проведение психодиагностической работы с детьми 6-7 летнего возраста, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе. 2. Определение для каждого ребенка программы развития и коррекции и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми 6-7 летнего возраста. 3. Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1-м классе (индивидуальная карта развития учащегося).
Рефлексивно–обобщающий 1. Проведение родительских собраний. 2. Коллективное творческое дело. 3. Творческий отчет.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: В 2 ч. - По 96 с.: ил. – Обл.
Ожидаемые результаты: — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; - правильно произносить все звуки; -отчётливо и ясно произносить все слова; -выделять из слов звуки; -находить слова с определённым звуком; -определять место звука в слове; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; -составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -соблюдать элементарные гигиенические правила; -ориентироваться на странице в тетради.
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - 96 с.: ил. – Обл.
Ожидаемые результаты: — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Плешаков А.А. Зелёная тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - 64 с.: ил. – Обл
Ожидаемые результаты: Неживая природа: Дети должны: -иметь представление о сезонных изменениях в природе; -определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег; -уметь вести календарь природы с помощью взрослых. Живая природа: Дети должны иметь представление: -о домашних животных; -о перелётных и зимующих птицах; -о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Ожидаемые результаты: Растительный мир: Дети должны иметь представление: -об условиях необходимых для роста растений; -о лесных ягодах и грибах; -об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах. Дети должны уметь: -различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комарова, Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина
Ожидаемые результаты: Должны знать: 1. Названия главных цветов; 2. элементарные правила смешения цветов; 3 значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами; 4. вертикальное, горизонтальное, диагональное направление; Должны уметь: 1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш; 2. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях; 3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; 4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно закрывать нужную поверхность; 5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; 6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; 7. Пользоваться простейшими приемами лепки; 8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
Ожидаемые результаты: Должны знать: 1. Названия главных цветов; 2. элементарные правила смешения цветов; 3 значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами; 4. вертикальное, горизонтальное, диагональное направление; Должны уметь: 1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш; 2. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях; 3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; 4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно закрывать нужную поверхность; 5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; 6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; 7. Пользоваться простейшими приемами лепки; 8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
Режим работы предшкольного образования: Год начинается с 1 сентября по 30 мая, 2 раза в неделю: Вторник – с 11.10 – 13.10 Четверг – 11.10 – 14.10 Длительность занятий 1 занятия - 30 минут
Расписание занятий: Вторник 1. Математические ступеньки 2. Зеленая тропинка Четверг 1.Подготовка к обучению грамоте 2. Подготовка к обучению письма 3. Волшебный мир народного творчества
Портрет ребенка поступающего в 1 класс физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками. Самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой, обувью. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами. Знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Портрет ребенка поступающего в 1 класс Умеет сочувствовать и откликаться на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Любознательный, активный. Интересуется новыми, неизвестными для него в окружающем мире явлениями. Умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Портрет ребенка поступающего в 1 класс Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; контролирует свою деятельность по результату; умеет адекватно понимает оценку взрослого и сверстника. Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Умеет применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Способен производить действия с объектами: делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, осуществлять классификации и устанавливать аналогии.
Дискомфорт Тревожность Низкая успеваемость Претензии НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ШКОЛЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ