Воспитательная система «Школа формирования достойной человека жизни»
Цель: Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Человек есть существо разумное, обладающее интеллектуальными способностями Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным Человек есть существо созидательное, обладающее творческими способностями. Задача: Создать условия для целенаправленного, системного развития человека как субъекта деятельности , как личности, как индивидуальности.
П Р И Н Ц И П Ы Ориентация на социально- ценностные отношения. Предписывает педагогу вскрывать повседневную Предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, предметами и вещами человеческие отношения и ценности современной культуры. Субъектности. Означает неуклонное содействие педагога развитию у ребёнка способности быть субъектом собственного поведения в деятельности, а в итоге – своей жизни. Принятие ребёнка как данности.
Базовые ценности Мир Земля Отечество Человек Труд Знания Культура Семья Н.Е. Щуркова. Современная Культуроло- гическая концепция «Восхождение ребёнка к культуре»
Воспитание – это целенаправленное организованное профессионалом педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную человека.
Компоненты модели воспитательной системы класса (по Е.Н. Степанову) Индивидуально- групповой Ценностно- ориентационный Функционально- деятельностный Пространственно- временной Диагностико- аналитический Заместитель директора, классный руководитель, обучающиеся класса, педагог – организатор, социальный педагог, библиотекарь, педагоги школы и родители Цель: Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Задача: Создать условия для целенаправленного, системного развития человека как субъекта деятельности ,как личности, как индивидуальности. Системообразующая деятельность – учебно – познавательная. Формирование ценностного отношения к природе.(5 класс) Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни.(6 класс) Формирование представлений о человеке, как субъекте и высшей ценности на земле.(7 класс) Формирование ценностного отношения к социальному устройству (8-9классы) Формирование жизненной позиции для индивидуального выбора пути (10-11классы) 2011 Восхождение происходит благодаря трём процессам: освоение как накопление знаний, усвоение как овладение набором культурных умений и навыков, присвоение как интериоризация 2018 Мониторинг по методикам: Сформированность коллектива; удовлетворённость жизнью в школе; уровень воспитанности; репутация школы, защищённость и комфортность ребёнка в школе; сформированность индивидуальности выпускника школы.
Обучающиеся Принципы деятельности: Человеку нужно быть нужным Сотрудничество Соучастие Сопереживание Взаимоуважение Педагоги, родители, другие классы Классный руководитель
Материал каждого года включает блоки Выход - общешкольные дела Воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу жизни, идеалу человека Психическое развитие Овладение этикетом Развитие самоу- правления и творчества Приобщение к здоровому образу жизни
Компетентности: Социальная Коммуникативная Рефлексивная Информационная Технологическая
Структура воспитательной работы в классе:
Классные часы: «Встречи поколений» «Мы - за здоровый образ жизни». «Учись учиться». «Самостоятельность, самообразование, самоуправление» «Символика России». «Верные сыны России» «Мы в экстремальной ситуации» «Мое здоровье в моих руках». КТД Акции: Один день без грубых слов; Дорогу добру; «Внимание! Ветеран»; «Милосердие» «Не проходите мимо» «Наш дом – Земля» Повседневные дела: Организация дежурства, питания; Организация учебного труда; Обеспечение учебниками; Организационная работа с ученическим коллективом; Уход за цветами; Проверка дневников;
КТД (коллективные творческие дела) День знаний День школы День учителя День матери Новогодние представления Осенний марафон Суперзолушка Шабаш бабок-Ёжек к 23 февраля День Победы Отдых на природе вместе с родителями
Первый этап (2011-2012 учебный год, 5 класс) – проектирование: изучение потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива; закладывание основ традиций класса. Второй этап (2012-2013 учебный год, 6-7 класс) – становление: укрепление межличностных отношений; формирование чувства «Я – это «МЫ», мы - это 26 «Я!» Третий этап (2013-2016 учебный год, 8-9 класс) – стабильное функционирование: сохранение и поддерживание традиций всеми членами классного сообщества. Четвёртый этап (2016-2018 учебный год, 10-11 класс) – коренное обновление или завершение функционирования. Этапы становления и развития воспитательной системы:
Результат I этапа (5 класс) Ценности УСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НОРМ ОБЩЕЖИТИЯ Отношение к человеку (себе) Дисциплина, этикет. Не позволяет себя обижать. Отношение к отечеству Знает свой край (обычаи, природу, народ, известных людей). Отношение к труду Выполняет трудовые обязанности. Отношение к знаниям Выполняет учебные обязанности. Отношение к культуре Правонарушения в единичных случаях (Воронов А. Кучеренко Л. Карплюк Д.). Правильно реагирует на замечания. Отношение к семье Знает ,что такое семья, чувствует себя членом семьи. Осознаёт половую принадлежность. Отношение к земле Соблюдает правила поведения в природе. Отношение к миру Знает о существовании мест, где идёт война. Различает состояния мир - война.
Результат II этапа (6-8класс) Ценности ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОПРИЧАСТНОСТЬ Отношение к человеку (себе) Способен к сопереживанию. Оценивает свои достоинства и недостатки. Отношение к отечеству Проявляет интерес к общественно-политическим процессам, переживает успехи, неудачи. Выполняет поручения. Отношение к труду Трудолюбив. Отношение к знаниям Сформирован познавательный интерес. Любознателен. Формируются компетентности. Отношение к культуре Стремится к общению с прекрасным. Отношение к семье Самообслуживание. Отношение к земле Переживает трагедии и катастрофы. Чувствует радость и гордость за удачи. Отношение к миру Переживает трагедии народов. Сочувствует. Ценит радость мирной жизни.
Прогнозируемый результат к окончанию школы Ценности ПОВЕДЕНИЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА УБЕЖДЕНИИ, ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА ЦЕННОСТЕЙ Отношение к человеку (себе) Постоянно ориентирован на других людей. Культивирует свои достоинства Отношение к отечеству Общественно активен, инициативен. Развиты чувства гражданственности, патриотизма. Отношение к труду Участвует в общественно полезных делах. Умеет трудоустроиться. Отношение к знаниям Работает над самообразованием. Сформированы ключевые компетентности. Отношение к культуре Самостоятельно общается с прекрасным. Не приемлет вандализма. Отношение к семье Чувствует себя членом семьи, ответственность за своих близких, полезность и значимость. Отношение к земле Имеет экологическое сознание. Отношение к миру Готов служить миру. Пропагандирует мирный образ жизни. Ощущает гармонию мира
Модель выпускника
№ Предмет диагностики Методы исследования 1. Эмоциональный фон в классе: принятие учениками друг друга, положение каждого ребёнка в классном коллективе 1. Круг общения «Давайте познакомимся» 2. Социометрическое исследование 3. Конкурс рисунков «Я и мой класс» 4. Конкурс «Герб класса» 5. Составление Кодекса чести мальчиков и девочек 2. Уровень развития личностных качеств 1. Методика «Инакость» А.Герасимова 2. Беседы с родителями учеников 3. Игра «Цветик-семицветик» 3. Интересы и склонности 1. Игра «Интервью: расскажи о себе» 2. Составление карты интересов и увлечений 4. Жизненные ценности 1.Проективная методика «Моя семья» 2. Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Шурковой 5. Самооценка личности 1.Тест самооценки для младших подростков 2. Проективная методика «Автопортрет» 6. Уровень интеллектуального развития 1. Матрицы Равена (SPM) 2. Тест Кеттелла 7. Школьная мотивация 1.Тестовая методика 2. Методика «Как ты относишься к отметкам» А. Герасимова 8. Креативность 1. Краткий тест творческого мышления Торренса 2. Участие ребят в конкурсных программа класса и школы. 9. Уровень удовлетворённости жизнедеятельностью классного коллектива 1. Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А Андреева 10. Самореализация учеников Рефлексия в карте маршрута «Открой свою планету»
В ещё непройденном, неведомом, большом пути Нам с вами, девочки и мальчики, шагать, расти…
это МЫ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!