Проблема развития устной речи и пути ее решения
Цель: научить детей правильно и выразительно говорить, учить осуществлять коммуникативно-речевую функцию. Гипотеза: ученик научится устной речи , если у него будут развиты: восприятие, запоминание и воспроизведение.
Особое внимание надо уделять развитию устной речи, т.к. она первична по отношению к письменной. На уроке русского языка обязательно должны учиться говорить. Чётко и выразительно. Учиться слушать свою речь и речь одноклассников. Именно хорошая речь и хороший слух является основой обучения грамотному письму.
-Звукопроизношение - пропуски -перестановки - опущения букв при чтении - бедный словарный запас - ошибки при письме - орфографические ошибки. Все это является следствием речевых нарушений! Ошибки устной речи:
- восприятие -запоминание -воспроизведение Речь тестно связана с психическими процессами:
Для развития устной речи важно включать аудирование. Очень часто у меня на уроках звучат тексты. Диски с текстами прилагаются к учебникам русского языка и литературного чтения. На этом этапе возможны такие задания как: прослушайте текст, определите тему, основную мысль, перескажите текст, назовите ключевые слова т.д.
Можно так же использовать заучивание текстов наизусть разного уровня сложности и объема. При этом появляется запас образцов правильной речи. Работая над текстом развивается связная речь.
-Упражнение « Вставь слово в предложение». Дети вставляют пропущенное слово по мыслу. - Объяснение новых незнакомых слов. В случае затруднения, обращаются к толковому словарю. При этом происходит обогащение словарного запаса. - Объяснение пословиц и поговорок. Домашним заданием может быть самостоятельный поиск пословиц по различной тематике. - Иллюстративные упражнения – описание пейзажа, портрета, действий человека и т.д.
На уроках по внеурочной деятельности «Развитие речи» мы занимаемся постановкой различных сказок : «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят».