Метод проектов как средство развития исследовательских способностей учащихся
Видный представитель прагматизма. Один из основоположников инструментализма», утверждающего, что всякая теория, полезная индивидууму, должна рассматриваться как «инструмент действия».
История появления метода проектов Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. В 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.
История появления метода проектов Позднее, в 20-ых годах метод проектов широко внедрялся в советской общеобразовательной школе в качестве основного направления обучения учащихся, но уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. Советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение.
Определение «метод проектов» В основе этого метода лежит «проект». Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Метод проектов - это именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Определение «метод проектов» Сущность идеи метода проектов - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В проект в качестве его составных компонентов входят: формулирование цели (что и почему надо сделать) разработка или выбор путей выполнения проекта работа над проектом оформление результатов обсуждение результатов работы
Основные требования к использованию метода проектов Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта
Типология проектов Типологические признаки: Доминирующий в проекте метод Характер координации проекта: Характер контактов Количество участников проекта Продолжительность проекта
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов: Исследовательские Творческие Приключенческие, игровые Информационные Практико - ориентированные
По второму признаку - характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть: С открытой, явной координацией Со скрытой координацией
По характеру контактов проекты могут быть: внутренними или региональными международными По количеству участников проектов, можно выделить проекты: личностные парные групповые
По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) средней продолжительности (от недели до месяца) долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Определение и классификация способностей Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Классификация способностей:
Исследовательскую деятельность учащихся можно определить как творческий процесс по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей, результатом чего является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а так же формирование мировоззрения для всех субъектов этой деятельности.
Метод проектов является хорошим средством развития творческих и исследовательских способностей студентов, так как в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект «Исследование погоды» Идея проекта В течение месяца учащиеся следят за показателями погоды и записывают прогнозируемые и реальные значения. Затем эти данные вводятся в электронную таблицу для последующего всестороннего анализа. Типология проекта По доминирующей в проекте деятельности - исследовательский. По характеру координации проекта - с открытой, явной координацией. По характеру контактов - внутренний. По количеству участников - групповой. По продолжительности выполнения - средней продолжительности (1,5 месяца).
Цели проекта Общеучебные: развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, привитие исследовательских навыков; формирование умений установления соответствия между явлениями, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств. По информатике: познакомить с основными видами информационных процессов: поиск, представление, передача, обработка, использование и хранение информации; обучить методам поиска и отбора, анализу и оценке свойств информации; научить сбору необходимых данных и их вводу в базу данных; обучить работе с динамическими (электронными) таблицами, научить вычислять и записывать результаты в ЭТ; научить представлять данные ЭТ в графической форме; научить интерпретировать и анализировать данные, в том числе представленные в графической форме и диаграммы;
Выполнение проекта 1-й этап. На уроке информатики учитель рассказывает о табличном представлении информации и т. д. Определяется форма таблицы, в которую будут заноситься данные. В течение месяца учащиеся фиксируют необходимую информацию. То есть большая часть подготовительных работ осуществляется вне компьютера. Надо использовать ЭТ там, где это действительно надо (анализ, построение диаграмм, распечатка). 2-й этап. По окончании месяца наблюдений на уроке информатики учащиеся переносят собранные данные в ЭТ. Построение диаграмм и их анализ.
Выполнение проекта 3-й этап. Учащиеся разделяются на небольшие группы и преподаватель информатики выдает каждой группе задание по анализу какой-либо характеристики на основе составленной таблицы. Группа проводит анализ, делает соответствующие выборки, строит диаграммы и графики и распечатывает их. Дифференциация по уровням подготовки учащихся 1-й уровень. Для слабых учеников достаточным следует считать сбор данных и ввод информации в шаблон, заранее подготовленный преподавателем. 2-й уровень. То же, что в 1-м + анализ данных. 3-й уровень. Самостоятельный сбор данных, самостоятельное построение базы данных + анализ данных. 4-й уровень. То же, что в 3-м + графическая интерпретация данных.