Политические учения Джона Локка
План 1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства.2. Интерпретация равенства.3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении”4. Проблема веротерпимости Заключение
ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) «Причина, по которой люди создают общество,- сохранность их собственности»
Конструкция “естественного права” и концепция происхожде- ния государства. Политические взгляды Локк обосновывал учениями о естественном праве и общественном договоре. Естественноесостояние людей взаимная доброжелательность(т.к. каждому хватало земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность) частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения.Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей.
Обосновывающая учение об общественном договоре теория естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. «Никаких политико-моральных врожденных идей нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей» (источник благочестивых социально значимых моральных предписаний) естественный закон самосохранения(необходимо возникший) Победа законов природыт.к. требования человеч. природы диктуют все «Первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества»
Соотношение естественного и общественных состояний в философии Локка: Общество сложилось или складывалось до появления государства; Государство призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их; Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация; Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию.
Интерпретация равенства естественное равенство постепенное развитие неравных способностей и задатков разные возможности перспективы “...Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его”
Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Равенство, как его трактует Локк РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРИТЯЗАНИЙ. Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физич. силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. “равенство без уравнивания” Классовое неравенство вполне нормальное явление, объяснимое различной эффективностью личного труда ввиду неравенства людских талантов.
Три (прирожденных) права личности право на жизнь, свободу и собственность образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу. Право на свободное распоряжение собственностью выступает при этом как итоговое, результирующее, а право на свободу и жизнь - как предпосылка. Труд, нацеленный на достижение индивидуального благополучия и выгоды Определяющая форма человеческой жизнедеятельности, которая в первую очередь имеет ввиду право на жизнь
Проблема веротерпимости “Опыты о законе природы “ “Опыт о человеческом разумении” “Разумность христианства” Для возникновения морали в боге нет необходимости, хотя для ее укрепления вера в бога может пригодиться. истинной моралью считалась та, что заложена в божьих заповедях Оправдать веру могло бы только соотнесение ее с подлинной моралью Для возникновения морали в боге нет необходимости, хотя для ее укрепления вера в бога может пригодиться.
Локк сторонник идеи отделения церкви от государства. Сторонник веротерпимости,однако советует не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципа веротерпимости, то он соответствовал политической линии нового режима на прекращение религиозных распрей.
Заключение Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную. Ограничивает человека естественный закон, который гласит, что “никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе”. Свобода человека, таким образом, не абсолютна.Поэтому власть правителя, полученная на основе” договора”, не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени которого он выступал.
Литература История политических и правовых учений. Часть 1 / Под ред. О.Э.Лейста.-М.: Юридическая литература,1997. Шляхтун П.П. Політологія (теорія та історія політичної науки)- К.:Либідь, 2002.Политическая концепция в учении Джона Локка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.km.ru/referats/C1EC5D0B8F814D608674DCFABBE0274DДжон Локк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_30.phpДжон Локк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikiquote.org/wiki/Джон_Локк