Влияние системы оценивания на самооценку учащихся.
Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, разве не уподобляемся мы человеку, выдергивающему росток из земли всякий раз с той лишь целью, чтобы удостовериться наверняка растут или нет корни. китайская пословица
Как мы оцениваем? …наша «пятибалльная» система давно превратилась в «четырёхбальную», а то и « трехбалльную».
Что мы оцениваем? …только репродуктивные усилия, исполнительскую часть труда, обесценивая тем самым поисковые, творческие усилия ребёнка. Оцениваем знания, а не умения.
Ученик должен видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
Особенности при оценке работ учащихся: Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. В учебной деятельности сравнивать детей не друг с другом, а успехи каждого ребенка, по сравнению с его предыдущими достижениями… При оценивании ответов учащихся использовать взаимное рецензирование …
Особенности при оценке работ учащихся: Стараться создать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка… При необходимости использовать прием авансирования… Предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю … Использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся. «Барометр настроения» «Эмоциональный светофор» « Работа с эталонами» «Волшебные линеечки» «Прогностическая оценка» «Лесенка» «Вопросы» «Гора успехов» «Незаконченное предложение»
Спасибо за внимание!
Литература: Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980. – 96 с. Близнюк Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся. – М.: Знание, 1983. – 234 с. Герасимова Н.А. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003. - №6. – С. 37 – 39 Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Начальная школа. – 2003. – № 10. – с. 99 – 115 Фирсина Е.Г. Мурзина Н.П. Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников//Начальная школа. – №11. – 2005. – С.5 – 7 Твердякова Л.Г. Важность самооценивания учащимися своего труда//Начальная школа. – 2003. - № 4. – С. 109-112