ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №9 города Новосибирска ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Из опыта работы Волковой Марины Эдуардовны
Любовь должна идти впереди знания, иначе знание мертво… И.Н.Калинаускас. Традиционное понимание образования как овладения учащимися необходимым набором знаний, умений и навыков в определённой области науки или техники будет окончательно переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на образование как на становление Человека, обретение им своей творческой индивидуальности. Именно личность обучаемого подростка становится сегодня системообразующим фактором новой, гуманитарной, парадигмы образования.
Личность чувство собственного достоинства профессионализм в той сфере жизнедеятельности общества, с которой подросток связывает свою дальнейшую жизнь. независимость суждений в сочетании с уважением к мнению других людей умение принимать решение и нести за них ответственность Высокий уровень самосознания самостоятельность самодисциплина
Формирование всех этих качеств требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребёнка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации. Задача любого педагога на отдельном уроке и в практике своей работы в целом – создать пространство для саморазвития личности, обеспечить условия интеллектуального и нравственного развития учащихся, стимулировать их творческое мышление, поисковую деятельность
Основные идеи гуманитарной парадигмы образования Ценность ребёнка в образовательном пространстве не определяется шкалой стандартов! Он становится неким ориентиром для самооценки возможностей учащегося! Точкой отсчёта является уровень развития компетенций по отношению к своим же недавним показателям в знаниях, умениях, суждениях… 2. ОБУЧЕНИЕ – это когда ОБА УЧАТСЯ! Ребёнок уже живёт, а не готовится к жизни! Рядом с ним живёт учитель. И если это мудрый учитель, он понимает, что ребёнок-это глубина, у которой нет дна… Дать знания этой глубине? Нет! Только развитие, «выращивание» мотивов учебной, творческой деятельности!
Учить учиться, учить самостоятельно и осознанно работать на каждом этапе урока – вот задача, которую я, как учитель, ставлю перед собой. А потому руководствуюсь на своих уроках следующими принципами обучения:
Урок литературы – урок особенный. Художественная литература учит познавать жизнь, формирует взгляды, убеждения, воспитывает нравственные качества, формируя в конечном счёте человеческую Личность… Условие урока – «включение» эмоций «проживание кусочка жизни» вымышленных персонажей Духовные ценности плохо усваиваются логическим путем. Для их восприятия нужны эмоции. Только на уроках литературы процесс формирования предметных знаний и умений базируется на подлинно художественном материале, который воспринимается эмоциональной сферой человека. Задача учителя литературы– воспитать неравнодушного читателя!
"Личностные" темы программы - благодатная почва! Таким образом, нравственный, мировоззренческий потенциал уроков литературы в русле личностно-ориентированной педагогики не требует доказательств!
Реализация принципа доступности обучения в рамках личностно-ориентированной педагогики требует уважения к личности учащегося на всех этапах урока.
Приёмы: «цепочка» «перевёртыши» «конкурс ораторов» решение проблемы осознанного целеполагания
Принцип связи обучения с жизнью На смену задачам выполнения социального заказа для определённой отрасли промышленности пришли новые требования. Акцент переносится на создание условий для готовности личности к сознательной ориентации в профессиональном и социокультурном пространстве. Это полностью отвечает концепции компетентного человека и специалиста. Именно личность обучаемого подростка становится системообразующим фактором образования. Будущий специалист должен быть готовым к принятию самостоятельных решений, к действиям в условиях свободы выбора. Создание проблемных ситуаций Решение проблемных задач
Уважение к ученику! Корректность постановки вопросов, заданий! РАБОТА С КАРТОЧКАМИ-ИНФОРМАТОРАМИ РАБОТА С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ ПЕРЕСКАЗ-АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЙ ПРИЁМ РАБОТЫ С КРУПНЫМ ЭПИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ!!!!!! Это наиболее эффективный способ привлечения учащихся к сознательной работе над текстом художественного произведения. Вопросы формулируются так, чтобы заставить ученика вести диалог с автором. Наряду с вопросами, заданиями ученику даётся информация, которой он может воспользоваться при ответе. Использование в карточке эмоционально-оценочной лексики для характеристики героев, явлений также является хорошим подспорьем для удачного устного высказывания на уроке.
Личность, этап, образование, педагогика, развитие, общество, технология, ориентация, обучение Личностный, ориентированный, гуманный, современный Воспитывается, формируется, предполагает, обеспечивает, удовлетворяет
1. Одно существительное – предмет (тема ) разговора 2. 2 прилагательных – его признаки, характеристики, к которым пришли в результате урока 3. 3 глагола – чему мы научились на уроке 4. Предложение из четырёх слов – краткий вывод по теме урока 5. Одно существительное- понятие, которое по-новому раскрывает перед нами тему урока
P.S. В БЛОКНОТ ПЕДАГОГА: Запомните, что некоторые обороты речи могут обострять спор, а некоторые, наоборот, смягчать. Обороты речи, обостряющие спор. «Вы должны это понять…», «Я считаю…», «Я могу Вам это доказать…», «Вы об этом никогда не думали…», «Я уверен, что Вы не правы…», «Это бездоказательно…»,«Этот разговор ни к чему не приведёт» Обороты речи смягчающие ситуацию. «Не находите ли Вы, что…», «Не согласитесь ли Вы с тем, что…» «Вам, само собой, известно…», «Возможно, это может убедить Вас…» «Как известно абсолютных истин нет, постараемся взглянуть на это…» «Несмотря на сложность разговора, он необходим, потому что…» «Это трудно доказать, однако пораcсуждаем вместе…» «Я, возможно, ошибаюсь, но…», «Давайте обратимся к фактам»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Марина Эдуардовна Волкова